Иностранные инвестиции в субъектах РФ в 2003 г.

in Вестник РЭО №122, Инвестиции, Иностранные инвестиции

Накопленный иностранный капитал в экономике России, по данным Госкомстата РФ, на конец 2003 г. составил $57 млрд., что на 32,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В структуре накоплений значительных изменений по сравнению с 2002 г. не произошло. По-прежнему наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале занимают прочие инвестиции (51,7%; на конец 2002 г. – 49,2%), которые осуществляются на возвратной основе. Доля прямых инвестиций сократилась до 45,8% (47,4% – на конец 2002 г.), а портфельных до 2,5% (3,4%).
  Всего за 2003 г. в экономику России поступило $29,7 млрд. иностранных инвестиций, что на 50,1% больше, чем в 2002 г. Для сравнения, в 2002 г. прирост общего объема иностранных инвестиций составил 38,7%.
  В региональном представлении объем поступивших иностранных инвестиций в 2003 г. характеризуется следующим образом (рис.1):

Как и в предыдущем году, со значительным отрывом по объему привлеченных иностранных инвестиций лидирует ЦФО, обгоняя УФО. Однако разрыв в объемах инвестиций между ЦФО и остальными регионами несколько сократился (см. рис. 2.). Так, например, если в 2002 г. объем иностранных инвестиций в ЦФО превысил в 3,8 раз уровень УФО, то в 2003 г. разрыв сократился до 2,8.

  По динамике поступления иностранных инвестиций в субъекты России ситуация выглядит следующим образом (рис.2).

Отметим, что, как и в I полугодии, по итогам 2003 г. лидирует по динамике привлечения иностранных инвестиций ДФО, благодаря чему данный округ переместился на 3-е место в общем объеме иностранных инвестиций в стране. По-прежнему основной прирост инвестиций (98,6%) приходится на 2 региона: Сахалинская область (+$1,38 млрд., +194,8% по сравнению с 2002 г.) и Республика Саха (Якутия) (+$105,48 млн., +204,9 по сравнению с 2002 г.). При этом на Сахалинскую область приходится 73,2% инвестиций ДФО и 80,7% прироста. Основная часть инвестиций в области приходится в ТЭК, а именно нефтегазовые проекты, действующие на условиях СРП. Так, по информации МИД РФ, суммарный объем инвестиций по проектам “Сахалин-1” и “Сахалин-2” уже насчитывает около $20 млрд. В ближайшие несколько лет, судя по заявлениям ряда иностранных компаний ТЭК, ожидается кратное увеличение инвестиций в область. Так, только корпорация “Exxon Mobil” планирует вложить в проект “Сахалин-1” порядка $12 млрд., “Royal Dutch/Shell” в “Сахалин-2” – $10 млрд., а “BP” может дополнительно инвестировать в “Сахалин-5” до $5 млрд.

  Также в лидерах по динамике поступления иностранных инвестиций, как и в предыдущие годы, находятся УФО и ЦФО. С другой стороны стоит отметить сокращение поступлений иностранного капитала в ПФО (-34,8% по сравнению с 2002 г.) и СФО (-27,4%), в результате чего Сибирский округ переместился по объему инвестиций на одно место вниз, а разрыв между ПФО и лидерами существенно увеличился.
  Кроме того, следует отметить, в 2003 г. процессы неравномерного распределения иностранных инвестиций по регионам страны только усилились (см. рис. 2.).

Как и прежде, наблюдается рост концентрации иностранных инвестиций в ЦФО. Так, объем поступивших инвестиций в ЦФО увеличился в 2003 г. до 52,7% от общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику (48,2% в I полугодии 2002 г.) и превышает в 6,7 раз показатель среднего объема инвестиций по остальным федеральным округам (в 5,6 раз в 2002 г.). Как и в предыдущем году на Москву приходится 89% иностранных инвестиций в ЦФО, что помимо прочего составляет 46,7% от всего поступившего иностранного капитала в страну в 2003 г. (в 2002 г. – 42,7%).

  В тоже время в 2003 г. на 20 регионов России (из 89 субъектов Федерации) приходится порядка 96% иностранных инвестиций, и порядка 88% на 10 регионов (см. табл. 1.). Схожая структура распределения иностранного капитала наблюдалась и в 2002 г., однако есть ряд изменений внутри списка.

  Так, отметим более чем семикратный прирост инвестиций в Тюменской области, благодаря чему область вышла на 2 место по данному показателю в стране. Основную роль в данных процессах сыграла сделка по созданию компании “ТНК-BP”, в рамках которой “BP” перечислила акционерам ТНК первый платеж в размере $2,6 млрд., что, кроме того, не учитывает достигнутой договоренности о включении активов “Славнефти” в объединенную компанию, за которую “BP” должна дополнительно заплатить $1,35 млрд.

  Наблюдаются стабильные темы прироста иностранного капитала в Москве и Московской области, как наиболее привлекательного инвестиционного рынка в стране, обладающего дальнейшим потенциалом роста. В этой связи следует отметить высокую инвестиционную привлекательность и сложившиеся в последние годы темпы развития рынка недвижимости в данных регионах, особенно в столице.
  Следует обратить внимание, на рывок в области привлечения иностранного капитала в Ярославской области (+3615,8% к 2002 г.!). Здесь особо следует выделить тот факт, что регион не обладает значительными сырьевыми ресурсами, не является крупным промышленным центром, а достижения обусловлены в основном успешной политикой администрации области по созданию благоприятного инвестиционного климата. Стоит также отметить Вологодскую область, где прирост составил 807,4% к предыдущему году, в результате чего регион переместился с 40 места в 2003 г. на 12 в 2003 г. Создание благоприятного инвестиционного климата является также одним из наиболее приоритетных направлений правительства области, что, безусловно, оказывает положительное влияние на процессы привлечения инвестиций в регион.

 

Вывод: Анализ показывает, что наблюдаются позитивные изменения в вопросе привлечения иностранного капитала в Россию. В ряде регионов и в стране в целом сложились высокие темпы прироста инвестиций, наблюдается стабильный экономический рост по ряду показателей и повышение доверия со стороны зарубежных инвесторов.

  Позитивно следует также оценить, что наряду с регионами преимущественно сырьевой направленности и крупных региональных центров, куда традиционно направляется основная часть иностранных инвестиций, выделился ряд субъектов, в которых благодаря грамотной и действенной политике регионального правительства по созданию благоприятного инвестиционного климата сложились высокие темпы прироста зарубежного капитала. Это позволило данным субъектам на мезоуровне экономики страны войти в число лидеров по объему привлеченных инвестиций и создать определенный задел для дальнейшего роста в данном направлении.

  Однако в абсолютных цифрах объемы иностранных инвестиций в большинстве регионах остаются на довольно низком уровне и не соответствуют потребностям и потенциалу экономики субъектов. Таким образом, изменения динамики инвестиций в ряде регионах как в положительную, так и в отрицательную сторону могут быть связаны лишь с реализацией некоторого небольшого числа конкретных проектов и не означает, что ситуация меняется значительным образом.

  В группе регионов, несмотря на повышение инвестиционной привлекательности в стране в целом, инвестиционные риски все еще существенны. В этой связи, сложность работы в сложившихся условиях в ряде регионах России вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства не напрямую, а через российских посредников, имеющих опыт работы на российском рынке. Таким образом, оценки по уровню иностранных инвестиций в некоторых субъектах могут быть занижены. Слабое же привлечение именно прямых инвестиций в большинстве субъектов экономики на мезоуровне приводит к тому, что предприятия не получают необходимых для качественного развития инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

  Кроме того, по-прежнему сохраняется высокая концентрация привлеченного иностранного капитала в ряде регионов. Причем данные тенденции усиливаются. В частности, отметим усиление позиций ЦФО (и, прежде всего, Москвы в его составе) в распределении иностранных инвестиций по субъектам Федерации.
  Как мы неоднократно писали, значительный прогресс в вопросе привлечения крупных зарубежных капиталов в страну и выравнивание региональной структуры поступления иностранных инвестиций невозможен без совместной грамотной инвестиционной политики правительства и региональных органов власти, направленной на активизацию инвестиционного потенциала посредством создания благоприятного инвестиционного климата. Опыт ряда регионов показывает, что значительного прогресса в вопросе привлечения инвестиций можно добиться не только обладая значительными сырьевыми ресурсами или традиционной привлекательностью, но путем реализации определенного потенциала имеющихся секторов экономики именно в данном субъекте за счет создания благоприятной деловой среды.

  Кардинально улучшить ситуацию в области привлечения иностранного капитала может комплекс мер в законодательной, финансовой и налоговой сферах, в управлении инвестиционными ресурсами. В частности, в большинстве регионов административные барьеры по-прежнему труднопреодолимы, налоговая система неэффективна, правовое поле несовершенно. Причем первый фактор оказывает наиболее сильное негативное влияние на инвестиционный процесс. Региональным властям необходимо налаживать действенный диалог с бизнесом для решения данных проблем. В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики, включающую действующее законодательство и нормативно-правовое обеспечение, с целью выявления областей с низкой заполненностью правового поля. Со стороны Правительства РФ, в рамках разграничения полномочий между уровнями власти, следует предоставить большую автономию региональным властям, в частности, в финансовой и налоговой сферах, что позволит им проводить более гибкую политику на мезоуровне по привлечению инвестиций. Решение перечисленных проблем, безусловно, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов и снижению рисков инвестирования.