Очередное обострение отношений России и Грузии

in Вестник РЭО №71, Россия и мир

С 20 по 24 января т.г. проходил официальный визит парламентской делегации Грузии во главе с председателем парламента Н.Бурджанадзе. Решение о направлении представительной грузинской делегации в Москву было принято 13 января Президентом Грузии Э.Шеварднадзе, который заявил о неготовности “продлить мандат миротворческих сил СНГ в зоне абхазского конфликта”, сообщает “ИТАР-ТАСС”. Причинами отказа в продлении мандата миротворцев назывались открытие железнодорожного сообщения между Сочи и Сухуми, а также массовая выдача российских паспортов жителям Абхазии.
  18 января последовало также заявление министра транспорта Грузии М.Адеишвили о том, что Грузия в ответ “должна принять адекватные радикальные меры вплоть до прекращения транспортного сообщения с Россией”. Министр также заявил о возможности прекращения транспортно-коммуникационного обслуживания российских военных баз в Грузии.

  С российской стороны последовал достаточно сдержанный ответ, который в целом можно охарактеризовать словами официального представителя МИД РФ А.Яковенко о том, что все эти вопросы “лежат в разных плоскостях”.
  Таким образом, визит грузинской парламентской делегации в Москву по сути носил примирительный характер.
  21 января делегация была принята главой Совета Федерации С.Мироновым, 22 января – председателем Госдумы Г.Селезневым и главой МИД РФ И.Ивановым, 23 января – главой Администрации Президента А.Волошиным, во время которой было подчеркнуто, что Грузия хочет “вести диалог с Россией максимально открыто, обсуждать проблемы и найти выходы из непростого положения, сложившегося в последнее время”. 24 января состоялась встреча грузинской делегации с вице-премьером РФ В.Христенко, который предложил восстановить сквозное движение по Причерноморской дороге, прерванное после начала грузино-абхазского конфликта в 1992 г. Эта железная дорога связывает Россию с Грузией и далее ведет в Армению. В то же время, по окончании переговоров в аппарате В.Христенко заявили, что официальный Тбилиси уклоняется от реализации данного проекта.

  22 января Н.Бурджанадзе заявила в ходе пресс-конференции, что Грузия не позволит России проводить в отношении себя “политику кнута”. Россия, по ее словам, “никак не научится разговаривать с Грузией на равных”.
  Будучи в Москве спикер парламента Грузии заявила, что при определенных условиях в Тбилиси готовы продлить мандат российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта. “Этот мандат не может способствовать урегулированию конфликта. Если его изменить, создать условия для возвращения беженцев, естественно, мы будем рассматривать вопрос о продлении мандата”, – сказала Н.Бурджанадзе на пресс-конференции в Москве 23 января. “Президент Шеварднадзе был готов продлить мандат миротворческих сил, но возобновление железнодорожного сообщения между Россией и Абхазией, а также выдача жителям Абхазии российских паспортов поставили нас в тупик”, – сказала спикер. “Я не думаю, что Президент Шеварднадзе примет решение продлить мандат, если эти вопросы не будут сняты. Это вызовет негативную реакцию в Грузии”, – сказала Н.Бурджанадзе. “Если мы не добьемся прекращения выдачи гражданства жителям Абхазии и приостановки железнодорожного сообщения, я не вижу возможности продления мандата”, – отметила Н.Бурджанадзе.

  По прилете в Тбилиси спикер грузинского парламента заявила, что урегулирование грузино-российских отношений во многом зависит от предстоящей 28 января в Киеве встречи президентов двух стран в рамках саммита СНГ.
  Кроме того, 24 января возобновилась подача российского газа в Грузию по запасному газопроводу. 23 января Президент В.Путин дал указание восстановить газопровод в течение суток. Напомним, что основной газопровод был поврежден 14 января, предположительно, из-за камнепада. В целом же задолженность Грузии за поставки электроэнергии и газа превышает $100 млн.

  Вывод: Визит в Москву грузинской делегации фактически завершился ничем, особенно учитывая тот факт, что основные надежды на улаживание вновь возникших разногласий возлагаются на личную встречу президентов двух стран. Судя же по заявлениям представителей грузинской делегации, складывалось впечатление, что последняя не понимает сути обсуждаемой проблемы. Такой вывод можно сделать, основываясь на заявлениях главы грузинской делегации:

1)    По меньшей мере, глупо утверждать, что мандат миротворцев “не может способствовать урегулированию конфликта”, так как в противном случае конфликт по-прежнему находился бы в самой активной стадии.

2)    Также нелепо ставить во главу угла в вопросе продления мандата миротворцев создание условий для возвращения беженцев. Проблему беженцев, безусловно, нужно решать, однако сейчас это сделать невозможно по причине того, что данный шаг послужит мощнейшим катализатором эскалации конфликта.

3)    Возмущение по поводу принятие в российское гражданства жителей Абхазии также непонятно. Во-первых, создание препятствий волеизъявлению граждан является ни чем иным, как нарушением прав человека, и Грузия после таких высказываний больше не может называть себя демократическим государством. Во-вторых, о чем было заявлено в секретариате вице-премьера В.Христенко, российские паспорта получают не только абхазы; за последние 10 лет в Россию приехали на постоянное жительство более миллиона грузин, из которых 650 тыс. получили гражданство, сообщает “Страна.Ru”.

4)    Кроме того, реакция грузинской стороны на начало движения электропоезда из Сочи в Сухуми, также, на наш взгляд, чересчур политизирована, особенно учитывая тот факт, что Россия готова содействовать в восстановлении всего железнодорожного сообщения между Сухуми и Тбилиси, о чем заявил 23 января глава МПС Г.Фадеев, и в восстановлении сквозного движения по Причерноморской дороге. От этих проектов грузинская сторона уклоняется и не пытается решить эту проблему с абхазской стороной.

  На наш взгляд, России давно пора ужесточить свою позицию в отношениях с Грузией в направлении отстаивания национальных интересов. С момента последних резких заявлений Президента В.Путина 11 сентября 2002 г. прошло более четырех месяцев, однако действий за ними, к сожалению, не последовало. Грузия продолжает придерживаться двойных стандартов в вопросе борьбы с терроризмом, так как до сих пор не выданы все запрашиваемые Россией чеченские террористы, находящиеся на грузинской территории. Не выданы даже те боевики, которые были задержаны грузинскими пограничниками с оружием в руках после неудавшейся попытки их прорыва на территорию России в июле 2002 г. “Панкисская” проблема не решена, грузинские власти по-прежнему не контролируют свою территорию. На наш взгляд, необходимо рассмотрение вопроса о применении экономических мер воздействия для изменения ситуации, в частности, целесообразность дальнейшего обеспечения Грузии энергопоставками на льготных условиях, за которые Россия не получает реальных денег. Все вышеперечисленное можно считать обоснованием того, почему Россия не может разговаривать с Грузией “на равных”.