О финансировании федеральных целевых программ в 2004-2006 гг.

in Вестник РЭО №172, Бюджет

В 2004-2005 гг. посредством реализации федеральных целевых программ (ФЦП) осуществлялись реформы в социальной сфере (программа “Жилище”), в сфере развития инфраструктуры (программы “Модернизация транспортной системы России”, “Социальное развитие села”), в сфере укрепления обороноспособности и безопасности государства (программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)”.

В т.г. из федерального бюджета осуществляется финансирование 50 ФЦП, утвержденных Правительством РФ и 3 ФЦП, не утвержденных Правительством РФ. На эти цели было выделено 267,1 млрд. руб., в том числе на государственные капитальные вложения – 141,2 млрд. руб., на НИОКР – 28,8 млрд. руб. и 97,1 млрд. руб. – на прочие нужды.

Реализация ФЦП в России производится в рамках шести приоритетов:

1.       Развитие инфраструктуры (9 ФЦП, в частности “Жилище”);

2.       Новое поколение (6 ФЦП, в частности “Дети России”);

3.       Реформирование правосудия (2 ФЦП, в частности “Развитие судебной системы России”);

4.       Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды (12 ФЦП, в частности, “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера”);

5.       Новая экономика (11 ФЦП, в частности, Федеральная космическая программа России, “Развитие гражданской авиационной техники России”);

6.       Региональный паритет (10 ФЦП).

Согласно планам российского правительства, на 1 рубль вложенных бюджетных средств на федеральном уровне в 2005 г. будет привлечено 5,7 рубля средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в 2006 г. будет привлечено 6,1 руб.

Перечень ФЦП на 2006 г., исходя из целесообразности их реализации, формировался, в частности, в зависимости от формализованной оценки, проведенной группой независимых экспертов в апреле 2005 г. Оценка осуществлялась на основе данных, представленных госзаказчиками в отчетах о реализации программ в 2004 г. В целом, следует отметить, что оценки были довольно низкими, что говорит о недостаточной эффективности реализации программ. Результаты лишь 5 ФЦП были названы высокими. На основе указанного анализа МЭРТ подготовил предложения о прекращении финансирования из федерального бюджета с 2006 г. ряда ФЦП.

Таким образом, в проект перечня ФЦП, предлагаемых к финансированию в 2006 г. были включены 36 утвержденных ФЦП, проекты 3 программ и 3 подпрограмм, финансирование которых осуществлялось в 2005 г., а также проекты 6 вновь разрабатываемых ФЦП высокой степени готовности, которые обсуждаются в Минфине РФ и МЭРТ, проекты новых 5 программ и 5 подпрограмм.

Правительство признает, что, несмотря на проделанную работу по сокращению перечня ФЦП, основная часть программ так и не была откорректирована и по-прежнему содержит следующие существенные недостатки:

·         Цели и основные задачи программ сформулированы в общем виде и не предполагают их достижения;

·         Отсутствуют целевые индикаторы и показатели по многим программам;

·         Проблемы, решаемые в ряде ФЦП, сформулированы не четко;

·         Количественные ориентиры достижения целей не сформулированы;

·         Не проработаны альтернативные варианты решения проблем и др.

Кроме того, госзаказчики не представляют в МЭРТ ежеквартальные сведения о выполнении уточненных годовых показателей эффективности программ (что предусмотрено Порядком разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в реализации которых участвует РФ).

Основные предложения, рассмотренные Правительством РФ 23 июня 2005 г., направленные на повышение эффективности ФЦП сконцентрированы вокруг ужесточения контроля за реализацией мероприятий в рамках ФЦП, продолжения проведения формализованных оценок реализации ФЦП независимыми экспертами, а также повышения требований к госзаказчикам по безусловному обеспечению финансирования ФЦП за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников в утвержденных объемах. Важным является также пересмотр ФЦП, которые рассчитаны на длительный период их реализации (более 5 лет) в связи с меняющимися социально-экономическими условиями.

Вывод: Таким образом, отсутствие в большинстве случаев четко сформулированных целей и задач реализации официально было признано на прошедшем недавно заседании Правительства РФ. При этом, несмотря на огромные масштабы средств, выделяемые из бюджетной системы России, существенного прогресса в направлении совершенствования подготовки и реализации ФЦП не наблюдается.

Вместе с тем, предлагаемый перечень ФЦП к реализации в 2006 г. значительно сокращен в результате проведенной оценки результативности реализованных мероприятий в 2004 г., что, безусловно, является позитивным шагом на пути совершенствования. Кроме того, привлечение к оценке независимых экспертов, если они действительно являются независимыми, способно существенным образом улучшить систему контроля над качеством реализации ФЦП и механизм отбора проектов ФЦП, принимаемых к финансированию.

В настоящее же время механизм реализации ФЦП допускает возможности злоупотреблений и нецелевого использования средств. В этом отношении применение методов, ограничивающих подобные возможности, является одним из наиболее принципиальных моментов в реформировании системы организации ФЦП в России.