О планах правительства по снижению НДС до 13%

in Вестник РЭО №180, Налоги

Как известно, в начале октября т.г. председатель правительства РФ М.Фрадков в рамках комплекса мер, направленных на удвоение ВВП, выступил с инициативой радикального снижения ставки НДС с 18 до 13% (с 1 января 2007 г.). Данные меры были разработаны в совете по конкурентоспособности и предпринимательству при премьер-министре. Непосредственным автором этих мер является зам. руководителя аппарата правительства М.Копейкин. Помимо снижения НДС предполагается ликвидировать 10-процентную льготную ставку для социально значимых товаров. Кроме того, с 2007 г. планируется введение ускоренного возврата НДС по экспортным операциям. По мнению М.Фрадкова, снижение НДС позволит увеличить темпы роста ВВП на 0,5% в год.

В то же время в самом правительстве существуют различные точки зрения на предложения премьера. Так, министр финансов А.Кудрин заявил, что снижение налогов в условиях растущих расходов на борьбу с терроризмом нецелесообразно. Согласно расчетам Минфина, совмещение снижения НДС и его ускоренный возврат по экспортным операциям приведет к выпадающим доходам бюджета на уровне 500 млрд. руб.

Глава Минэкономразвития Г.Греф также в целом негативно оценил перспективы радикального снижения НДС. По его мнению, данная мера приведет к возникновению определенных рисков для сбалансированности бюджета. Заметим, что в последнем варианте среднесрочной программы МЭРТ существенное снижение НДС также не предусмотрено.

По мнению главы Экспертного управления администрации президента А.Дворковича, целесообразным будет снижение НДС до 15-16% с отменой льготной ставки по социально значимым товарам.

Отметим также, что в тех странах, где существует НДС, ставка его составляет 16-24%. Поэтому можно говорить о том что в настоящее время ставка НДС в России ниже средних значений и является вполне приемлемой для бизнеса.

Вывод: Мы по-прежнему выступаем за поэтапное снижения налоговой нагрузки как для бизнеса, так и для физических лиц. В то же время вряд ли можно говорить о необходимости снижения НДС, как о первоочередной мере по стимулированию экономического роста в стране. НДС не является стимулирующим налогом и, по большому счету, его снижение до такого уровня приведет только к выпадению доходов федерального бюджета, хотя, видимо, текущая ситуация с ликвидностью в государственной казне позволяет правительству не беспокоиться об этом. На наш взгляд, зря, потому что конъюнктура может и поменяться.

В настоящее время действительно многие предприятия испытывают недостаток оборотных средств и ресурсов для инвестиций. Однако если говорить о реализации новых инвестиционных проектов, то для их финансирования обычно привлекаются заемные средства или, в ситуации с крупным бизнесом, используются возможности фондового рынка. С этой точки зрения снижение НДС также не даст существенного положительного эффекта для экономики. В то же время данная мера действительно может привести к еще большему увеличению зависимости бюджета от мировых цен на энергоносители. В случае высокого уровня волатильности цен на нефть доходная часть бюджета станет слабо прогнозируемой. С учетом же существенного роста социальных расходов и расходов на оборону, а также необходимости реализации национальных проектов, снижение НДС действительно несет в себе определенные риски.

Кроме того, с точки зрения реального сокращения издержек бизнеса необходимо избавление от системы "теневых налогов", которая существует в виде взяток и чрезмерных административных барьеров, которые в большинстве случае до сих пор присутствуют. Для стимулирования развития бизнеса помимо сокращения "теневых налогов", необходимы доступные кредитные ресурсы и возможность получения "длинных денег".