Доклад Всемирного Банка о состоянии бедности в России

in Вестник РЭО №147, Экономика

Доклад о бедности в России, опубликованный Всемирным Банком, основывается на данных Обследований бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ), проводимых Росстатом при участии 49 тыс. российских домохозяйств.
  Прежде всего, в докладе отмечаются достижения последнего времени в направлении снижения бедности. Так, с 1999 по 2002 гг. бедность в России сократилась более чем в 2 раза (с 41,5% до 19,6%). Нужно сразу заметить, что в 2000 г. официальная методика измерения бедности была пересмотрена, в результате чего произошло повышение уровня черты бедности и, соответственно, расчетного уровня бедности. Таким образом, сравнение уровня бедности до и после 2000 г., строго говоря, является некорректным. Тем не менее, отмечаются очевидные успехи российских властей в данной области, а также поддерживается стремление сократить уровень бедности к 2007 г. еще в два раза. Последняя цель, по мнению экспертов Всемирного Банка, является трудно достижимой, но реальной. Для ее достижения необходим рост потребления на душу населения не менее 5% в год. Если, например, рост составит 3% в год, то уровень бедности сократится только на треть.

  Для формирования эффективной стратегии сокращения бедности необходимо определение характера и структуры бедности. Иными словами, необходимо понять, что представляют собой бедные в России и в чем причина их бедности. В этом отношении принципиальным вопросом является выявление наиболее уязвимых категорий населения, определение очагов глубокой бедности, воздействие общего улучшения экономической ситуации на которые может оказаться весьма ограниченным. Основные выводы относительно выявления уязвимых групп населения:

·      В сельской местности вероятность бедности выше (30,4% сельского населения живут за чертой бедности, тогда как доля бедных среди горожан – 15,7%);

·      Проживание в малых или удаленных от центра городах связано с более высоким риском бедности, чем проживание в крупных городах (доля бедных в Москве – 6,6%, в других городах – 17%);

·      У детей выше риск бедности. Среди детей до 16 лет уровень бедности значительно выше среднего – 26,7%;

·      Вероятность оказаться за чертой бедности для горожан с образованием не выше начального на 50% выше, чем для остальных россиян.

Рассмотрение проблемы на более общем уровне приводит к следующим выводам:

·      Большинство бедных проживает в работающих семьях, где работает хотя бы один член домохозяйства (около 88%);

·      Около трети бедных проживают в домохозяйствах, не имеющих детей. Еще треть – с одним ребенком;

·      Большинство бедных проживают в городах (58,5%, притом, что 73,2% россиян проживают в городах).

Иными словами, наиболее остро проблема бедности стоит для жителей небольших городских поселений и сельских жителей, для безработных и для детей, в то время как большинство бедных составляют проживающие в городах работающие семьи, имеющие детей, где заработная плата кормильцев недостаточна для обеспечения потребления всей семьи выше уровня бедности.

  В качестве основных направлений стратегии сокращения бедности в России, наряду с ориентацией на экономический рост, согласно рекомендациям Всемирного Банка, должны стать повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности.
  Ниже на рисунке представлена сравнительная эффективность адресных программ по оценке Всемирного банка. Данный показатель представляет собой долю средств, достающихся представителям нижнего квантиля, то есть беднейшим 20% населения.

Наиболее высокой долей участия бедного населения в настоящее время характеризуются две программы: программа детских пособий и программа децентрализованной социальной помощи. Тем не менее, даже в этих программах лишь около 30 и 28% получателей, соответственно, относятся к беднейшим 20% населения.

  Вывод: Доклад Всемирного банка о бедности в России, безусловно, является качественным и своего рода уникальным исследованием. Основной его заслугой можно считать широкую информационную основу и неординарную, по крайней мере, для российской практики методологическую базу.
  Принимая во внимание фундаментальный характер анализа, необходимо отметить, что проведение государственной политики по сокращению бедности может базироваться на результатах доклада. Прежде всего, в этом отношении полезными могут оказаться разделы, посвященные описанию особенностей проявления бедности в России, выявлению групп населения с более высоким уровнем риска попадания в группу наиболее бедных граждан.

  Отдельного внимания заслуживает рассмотрение бедности в разрезе ее глубины, то есть необходимости повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума. Иными словами, существует необходимость концентрации усилий по борьбе с бедностью на оказании помощи наиболее бедным среди бедных.
  Если рассматривать борьбу с бедностью как необходимость снижения уровня бедности в России в два раза к 2007 г., то наиболее эффективным решением могла быть программа помощи тем гражданам, чьи доходы наиболее близки к уровню прожиточного минимума, то есть "наиболее богатым" среди бедных. В результате "наиболее богатые" среди бедных перестанут относиться к группе бедных, и достижение количественных показателей снижения бедности в России будет обеспечено. Одновременно, данная программа может совершенно не касаться повышения уровня жизни наименее обеспеченных граждан в группе бедных, что недопустимо.

  Таким образом, подобные количественные ориентиры не могут признаваться оптимальными, поскольку во многом подвержены манипуляциям. Например, для достижения поставленных целей правительство имеет склонность не увеличивать уровень прожиточного минимума, чтобы не способствовать росту уровня бедности.