Стратегия развития банковского сектора до 2008 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
5 апреля т.г. Правительство РФ и Банк России подписали заявление о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года. Напомним, что Минфин внес в Правительство новую редакцию Стратегии еще 1 июля 2004 г. (подробнее см. статью "Нужна ли такая Стратегия развития банковского сектора РФ?"), после чего она была отправлена на доработку.
Опубликованный доработанный вариант по-прежнему предусматривает реализацию Стратегии в два этапа. На первом этапе (2005-2008 гг.) целью является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора, при этом основными задачами станут:
1. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
2. Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
3. Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
4. Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности;
5. Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
6. Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
На втором этапе (2009-2015 гг.) основной задачей станет эффективное позиционирование российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Количественные характеристики результатов развития банковского сектора остались без изменения:
· Активы/ВВП – 56-60%;
· Капитал/ВВП – 7-8%;
· Кредиты нефинансовым организациям/ВВП – 26-28%.
Достижение указанных показателей возможно при успешной реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией.
На настоящем этапе в качестве факторов, сдерживающих развитие банковской деятельности, ЦБ и правительство выделяют внутренние и внешние факторы. Основными внутренними факторами являются слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.
Принципиальные внешние факторы – высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего, дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточный уровень доверия к банкам со стороны населения.
Стратегией определяется сфера участия государства в реформировании банковского сектора. Основными моментами здесь является указания на постепенное снижение нормативов отчислений в ФОР и сохранение участия государства в отдельных российских банках. Последнее считается целесообразным при соблюдении ряда условий, в частности, если деятельность кредитных организаций имеет стратегическое значение и обеспечивает оптимальные условия для решения задач государственной экономической политики. Отдельно указывается на необходимость разработки концепции развития Внешэкономбанка, с определением его правового статуса и функций, как агента правительства по обслуживанию государственного внешнего долга. Контрольный пакет акций Сбербанка сохранится в ближайшие годы за Банком России, а доля правительства в капитале Внешторгбанка установится на таком уровне, при котором оно сможет оказывать влияние на проводимую банком политику. В условиях существования правовой основы для выхода Банка России из состава акционеров российских загранбанков, Стратегия определяет, что в целях решения данного вопроса будут проведены переговоры с надзорными органами стран пребывания этих банков об условиях передачи контроля над ними от ЦБ РФ к Внешторгбанку с последующим внесением на согласование в правительство предложений о порядке и сроках выхода.
Признавая важность иностранного капитала в развитии банковского сектора страны, Стратегия указывает на преждевременность создания филиалов иностранных банков на территории РФ в настоящее время.
В области банковского надзора предусматривается развитие риск-ориентированных подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования, исходя, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. Важнейшей предпосылкой организации банковского надзора Стратегия признает осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковских групп и холдингов. Кроме того, в Стратегии сказано, что предоставление отчетности кредитными организациями только в электронной форме должно быть осуществлено уже в 2005 г. Отдельные положения Стратегии касаются также инспекционной деятельности Банка России, совершенствования процедуры ликвидации, противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Вывод: Некоторый прогресс в тексте Стратегии, безусловно, есть. Появилась хоть какая-то определенность по отдельным вопросам, в частности, что филиалы иностранных банков на территории РФ создаваться не будут, государство не собирается выходить из капитала крупнейших российских банков, от участия в капитале росзагранбанков отказываться будет, но не скоро, обещается скорейшее завершение перехода на МСФО с упрощением процедуры представления отчетности, принятие мер по защите интересов кредиторов банков и по ряду других вопросов.
Дело остается за двумя аспектами. Во-первых, корректное воплощение намеченных планов в жизнь, ведь после объявления о прогрессивном переходе кредитных организаций на МСФО, многие банки столкнулись с необходимостью составления отчетности по нескольким формам, что приводило к перегруженности оперативной деятельности, а не к формированию цивилизованного надзора. Во-вторых, содержание самой политики, где остаются серьезные проблемы. Правительство РФ и Банк России предусматривают сохранение за последним долю в капитале Сбербанка, что провоцирует конфликт интересов ЦБ РФ как регулятора и главного акционера, о чем мы неоднократно писали. Мы считаем, что основным акционером Сбербанка должно стать Правительство РФ.
Запрет на открытие филиалов иностранных банков, по нашему мнению, ограничивает конкуренцию на рынке, в результате клиенты лишаются значительной части цивилизованных банковских услуг. Ведь клиентам все равно, кто хозяин банка, главное – качество и оперативное предоставление банковских услуг.
Кроме того, в Стратегии не прописаны механизмы, с помощью которых можно достичь указанных запланированных показателей. В этом отношении документ по-прежнему остается слишком общим, лишенным реального наполнения в виде конкретных предложений.