Банковская реформа затягивается

in Вестник РЭО №115, Банки, Центральный банк, Реформы

11 февраля 2004 г. состоялось заседание Правительства РФ, посвященное обсуждению стратегии развития банковского сектора в России на период до 2008 г. В ходе заседания премьер-министр М.Касьянов выступил с заявлением о том, что банковский сектор должен развиваться темпами в три раза превышающими темпы роста экономики в целом. В настоящее время банковский сектор отстает от общего уровня развития экономики. Он пояснил, что соотношение активов банковского сектора и ВВП в России в настоящий момент составляет порядка 40%, в то время как в странах Западной Европы оно достигает 400%, а в странах Восточной и Центральной Европы – 100%.

  Официально по итогам заседания Правительства РФ было принято решение в целом одобрить новую стратегию развития банковского сектора, предварительно доработав ее. Считается, что предыдущая стратегия, целью которой признавалось развитие банковской системы РФ в условиях преодоления кризиса 1998 г., была в основном выполнена. Дорабатывать стратегию будут Минфин, Минэкономразвития, ФКЦБ, МАП, ЦБ РФ и Ассоциация российских банков. Изменения должны коснуться разработке мер по:

·      созданию условий для увеличения долгосрочного кредитования реального сектора экономики;

·      расширению инструментов рефинансирования банков и развитию системы производных ценных бумаг, обеспечивающих страхование рисков банковских активов и управление ликвидностью;

·      упрощению процедур слияний и поглощений кредитных организаций;

·      проведению расчетов по снижению норматива отчислений в фонд обязательного резервирования;

·      поощрению развития саморегулируемых организаций в банковском секторе.

Кроме того, планируется дополнительно проработать вопрос о целесообразности наделения Агентства по страхованию вкладов функциями корпоративного ликвидатора. Доработанные варианты Стратегии, а также план мероприятий по ее реализации должны быть представлены в правительство до 15 марта 2004 г.
  В преддверии заседания правительства в адрес Стратегии развития банковского сектора РФ до 2008 г. прозвучало достаточное количество критики, в том числе весьма, на наш взгляд, конструктивной. В частности, о том, что она разрабатывалась в обход основной массы банковского сообщества. Откровенное разочарование российские банки выражали по поводу отказа денежных властей снизить отчисления в фонд обязательного резервирования, которые в настоящее время составляют 7% для рублевых депозитов физических лиц и 10% для всех валютных и рублевых депозитов юридических лиц. В странах еврозоны отчисления данного вида составляют около 2%.

  Вывод: Очевидно, что успех реализации предыдущей Стратегии развития банковского сектора не настолько очевиден, как было сказано на заседании Правительства РФ, разве что в вопросе достижения целей по макроэкономическим показателям, в частности, соотношению активов банковского сектора и ВВП. Однако, как верно заметил М.Касьянов, 40% ВВП это явно недостаточно.

  К сожалению, мы в очередной раз становимся свидетелями затягивания банковской реформы. На заседании правительства 11 ноября 2003 г. было решено дополнительно проработать вопросы развития банковской системы РФ на среднесрочную перспективу и представить до 1 февраля 2004 г. проект новой редакции Стратегии развития банковского сектора России. 11 февраля 2004 г. новая редакция Стратегии опять отправляется на доработку, судя по всему только из-за того, что готовилась в стороне от представителей банковского сообщества, практически без учета их интересов. Эти интересы очевидны – снижение отчислений в ФОР, что, безусловно, необходимо сделать, но снижение должно быть плавным, поскольку наша банковская система еще недостаточно стабильна для того, чтобы устанавливать ставку на уровне европейской.

  С сожалением необходимо признать, что оценить окончательный вариант Стратегии развития банковского сектора на период до 2008 г. пока не представляется возможным. Трудно спорить с тем, что банковский сектор должен развиваться темпами, превосходящими темпы роста экономики. Однако конкретные механизмы, которые позволят достичь подобных темпов, в представленном варианте Стратегии отсутствуют. Вряд ли они появятся и в доработанном.