О бюджетном послании Президента РФ на 2006 г.

in Вестник РЭО №168, Бюджет

24 мая 2005 г. Президент РФ В.Путин в соответствии со статьей 170 Бюджетного кодекса обратился к Федеральному собранию России с посланием “О бюджетной политике в 2006 г.” (далее – Послание), выделив основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2006 г.

Помимо подведения итогов бюджетной политики в 2004 г. и начале 2005 г., где особое внимание было уделено недопустимо высокому уровню инфляции, в том числе на протяжении последних нескольких месяцев, В Послании Президент РФ сконцентрировал свое внимание на ряде основных проблем, требующих решения. Эти проблемы вызваны, прежде всего, недостаточной адекватностью налогового законодательства для обеспечения благоприятных условий для эффективного развития бизнеса в России и осуществления инвестиционной деятельности. Неоправданно усложненными Президент России назвал налоговый учет и отчетность. Другой нерешенной проблемой остается чрезмерная концентрация функций государственной власти на федеральном уровне. В связи с этим требуется дальнейшее расширение перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам власти субъектов РФ с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Не полностью урегулированной проблемой, по мнению Президента РФ, является исполнение судебных решений по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления, что нарушает права и законные интересы граждан.

Отдельной задачей бюджетной политики на 2006 г. и среднесрочную перспективу является обеспечение последовательного снижения уровня инфляции, что, в частности, требует сохранения темпов роста непроцентных расходов бюджета (федерального очевидно) на уровне, не превышающем темпы роста экономики. В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышения эффективности бюджетных расходов правительству надлежит предпринять действия по следующим направлениям:

1.     Разработка и утверждение перспективного финансового плана на 2006-2008 гг.;

2.      Активизация работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов;

3.      Практический переход к распределению бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных расходов исходя из поставленных перед ними целей;

4.      Уточнение параметров формирования Стабфонда не должно затрагивать основные принципы, определенные при его создании. Средства, накопленные сверх установленного минимума, могут быть использованы только на замещение источников погашения внешнего долга;

5.      Формирование механизмов привлечения частного капитала для осуществления важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба;

6.      Модернизация процедур составления и рассмотрения проекта федерального бюджета с переходом к рассмотрению проекта Закона о федеральном бюджете в Госдуме РФ в трех чтениях уже при формировании проекта бюджета на 2007 г.

В области налоговой политики В.Путин отметил, что в 2005-2006 гг. особое внимание предстоит уделить завершению налоговой реформы, в том числе совершенствованию администрирования НДС (заметим, что проблема снижения базовой ставки НДС и ее унификация представляется Президенту РФ по-прежнему актуальной). Кроме того, необходимо полностью включить в состав затрат расходы на НИОКР и разрешить перенос убытков прошлых лет на будущие периоды. Целесообразно также повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения, ввести в Налоговый кодекс РФ главу о местном налоге на недвижимость, отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования и продолжить поиск оптимальной модели дифференциации ставок НДПИ в зависимости от горно-геологических и экономико-географических характеристик месторождений. Эти и другие меры, согласно Посланию, должны быть реализованы уже в 2005 г.

В области бюджетных расходов приоритетными направлениями должны стать безусловная выплата зарплаты и иных обязательств перед населением, а также устойчивое функционирование пенсионной системы. Вновь принимаемые обязательства должны способствовать решению проблемы повышения уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц. К тому же необходимо начать переход к внедрению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Существенное внимание следует также уделить повышению результативности бюджетных расходов. В 2006 г. необходимо обеспечить дальнейшее улучшение материального положения пенсионеров в объемах, опережающих рост потребительских цен. Совершенствование межбюджетных отношению должно согласовываться с реформой местного самоуправления.

Вывод: Таким образом, президентское послание указывает на сложившиеся макроэкономические проблемы в стране и, прежде всего, высокий уровень инфляции. В связи с этим устанавливается требование о недопустимости превышения темпов роста расходов федерального бюджета над темпами роста экономики. Иными словами, расходы, как доля в ВВП, должны быть заморожены. Довольно сложно себе представить, как можно решить задачу повышения объемов социальных выплат из федерального бюджета при сохранении доли расходов в ВВП неизменной, а также в условиях необходимости снижения инфляции.

В целом некоторые из представленных налоговых инициатив могут восприниматься позитивно, за исключением, пожалуй, актуальности вопроса снижения ставки НДС. Мы считаем крайне нецелесообразным дальнейшее снижение ставки в связи с низкой эластичностью поступлений от данного налога по налоговой ставке. Принятие такого решения приведет лишь к выпадению бюджетных доходов.

Позитивно можно оценить планируемый переход к дифференцированной оплате труда в бюджетной сфере, поскольку текущая ее унификация приводит к дефициту квалифицированных кадров. Очевидно, что оплата труда, например, в агентстве по туризму и федеральной службе по финансовым рынкам должна значительно отличаться.

В целом послание, на наш взгляд, ставит перед правительством довольно конкретные цели и сроки их достижения, что является, безусловно, положительным моментом.