Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России

in Вестник РЭО №145, Экономика

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 11 ноября т.г., глава Минприроды РФ Ю.Трутнев выступил с докладом о долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
  Программа была разработана в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)", в ней детализируются мероприятия подпрограммы "Минерально-сырьевые ресурсы" с учетом требований "Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г.". Целью программы является обеспечение сбалансированного использования и развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (в том числе экспортных) экономики страны в минеральных сырьевых ресурсах, а также геополитических интересов РФ на длительную перспективу.

  Предполагаемый объем финансирования составляет 1784 млрд. руб. Основная часть средств – 90% (1608 млрд. руб.) должна быть профинансирована из внебюджетных источников, оставшиеся 176 млрд. руб. будут выделены из федерального бюджета. 89% средств (1582 млрд. руб.) планируется израсходовать на углеводородное сырье.
  Основные затраты на геологоразведочные работы на нефть и газ должны быть осуществлены в районах Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печорской провинции и на изучение шельфа. В 2011-2020 гг. в этих регионах предполагается создание новых центров, ориентированных на нефтедобычу.

  Начиная с 1992 г., объемы финансирования геологоразведочных работ неуклонно сокращались. В отдельные периоды они составляли от 20% до 70% от необходимых потребностей. Таким образом, добыча полезных ископаемых не компенсировалась приростом их запасов. Известно, что даже наиболее крупные нефтегазовые и горнодобывающие компании, обладающие весьма высокой обеспеченностью текущей добычи запасами полезных ископаемых на участках недр, переданных им в лицензионное пользование, зачастую воздерживаются от финансирования ранних стадий геологоразведочных работ.
  Приведенные министром результаты анализа динамики добычи и прироста запасов нефти и конденсата в 1999-2003 гг. свидетельствуют, что прирост запасов жидких углеводородов компенсировал их добычу всего на 85%. По оценкам Ю.Трутневым, реализация программных мероприятий должна сократить данный разрыв до 98% к 2010 г., а к 2012 г. планируется достижение полной компенсации добычи жидких углеводородов приростом запасов.

  По итогам заседания Правительства РФ, премьер-министр М.Фрадков отметил, что без увеличения производства в минерально-сырьевом комплексе невозможно будет решить задачу удвоения ВВП. М.Фрадков также сообщил, что в 2004 г. ожидаемые поступления в российский бюджет от использования недр и добычи полезных ископаемых составляют более 1 трлн. руб. В настоящее время, по словам премьер-министра, поступления от недропользования обеспечивают около 50% российского бюджета и более 70% валютных поступлений, при этом "минерально-сырьевой комплекс оказался в сложном положении, низкие темпы ввода в эксплуатацию месторождений и сокращение объемов геологоразведочных работ приводят к истощению минерально-сырьевой базы действующих предприятий".

  Вывод: Учитывая особую роль минерально-сырьевых ресурсов в экономике России, повышенное внимание, особенно в последнее время, к проблемам геологоразведки и изучению недр вполне объяснимо. Несмотря на сложившуюся благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, интерес нефтяных и прочих компаний ТЭК к геологоразведке остается недостаточным. Основной причиной является высокий уровень экономических рисков, поскольку существующая система предоставления прав недропользования на основе аукционов и конкурсов, не обеспечивает необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности данного вида работ. Очевидно, что дисбаланс между объемами добычи и запасами полезных ископаемых, особенно в отношении минерального сырья, не будет в должной мере покрываться благодаря инициативе компаний. Со стороны государства необходимым является создание системы стимулов, включающих налоговые, направленных на активизацию геологоразведочных работ. Таким образом, мы в целом позитивно оцениваем инициативы правительства в отношении принятия долгосрочной программы изучения недр.

  В то же время, очевидно, что для реализации поставленных целей, прежде всего, необходимо проведение оценки существующих запасов минерально-сырьевых ресурсов для формирования реального баланса ресурсов страны. Ни для кого не секрет, что приведенные расчеты в большинстве своем основываются на данных исследований времен СССР. С тех пор каких-либо иных серьезных оценочных мероприятий в этом направлении не проводилось. Однако только на основе реального баланса запасов можно и нужно формировать государственную политику. В противном случае, оценивать эффективность планируемых мероприятий и рассчитывать на получение позитивного эффекта в полной мере не представляется возможным.