Бюджетно-налоговая политика в 2005 г.

in Вестник РЭО №144, Бюджет, Налоги

Согласно основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2005 г., представленным в приложении к проекту федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 г.”, основной задачей в данной области в следующем году и среднесрочной перспективе является формирование приоритетов бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета, предусматривающих:

·      Повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе;

·      Использование новых механизмов программно-целевого бюджетирования, постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами;

·      Оптимизацию сети бюджетных учреждений, исходя из выполняемых ими государственных функций и задач;

·      Совершенствование методов и форм социальной поддержки населения, в том числе перевод социальных льгот в денежную форму;

·      Завершение налоговой реформы, стимулирующей позитивные структурные изменения в экономике и социальной сфере, обеспечение долгосрочной стабильности налоговой системы;

·      Обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы при условии разграничения расходных обязательств и доходных источников на долгосрочной основе.

Вместе с тем, указывается, что в 2005 г. и среднесрочной перспективе будет продолжена политика формирования бюджета с профицитом, изъятия сверхдоходов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Доходы Стабилизационного фонда, накопленные свыше 500 млрд. руб., будут направляться на финансирование выплат по внешнему долгу и дефицита ПФР.
  Доходы расширенного правительства с учетом ЕСН в 2005 г. по отношению к ВВП сократятся до 34% (36,2% в 2003 г.), консолидированного бюджета – до 29,3% (31,9%), федерального бюджета – до 17,8% (20,4%).

Динамика доходов расширенного правительства, условно говоря, государственного сектора экономики без учета государственных предприятий, в рассматриваемом периоде свидетельствует о снижении общего уровня налоговой нагрузки на экономику. Согласно прогнозам на 2005 г. за 3 года она сократится на 4,8 процентного пункта, при этом снижение должно коснуться пропорционально федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных органов власти, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  Уменьшение в среднесрочной перспективе объема ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему, также должно привести к сокращению расходов расширенного правительства с 34,4% ВВП в 2004 г. до 32,9% ВВП в 2005 г., консолидированного – с 25,6% до 23,4% ВВП.

Как видно из графика, снижение доли расходов расширенного правительства с 2002 г. по 2005 г. составит 4,6%, что несколько меньше по сравнению со снижением доли доходов расширенного бюджета в ВВП, хотя сокращение также коснется всей бюджетной системы.

  Вывод: В области бюджетной политики по-прежнему не сформулированы даже ее цели. Выбор в качестве цели на 2005 г. и на среднесрочную перспективу “формирование приоритетов бюджетной политики на средне- и долгосрочную перспективу на основе качественного изменения подходов к формированию бюджета” можно в лучшем случае считать подходящим для цели реформирования бюджетной политики. Бюджетная политика должна строится исходя из конкретных требований текущей и прогнозируемой экономической ситуации. Цели должны быть четко сформулированы и иметь конкретное содержание. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и других новых механизмов не может быть целью проведения бюджетной политики.

  Кроме того, отметим, что прогнозируемое Минфином РФ снижение доли доходов расширенного правительства в ВВП в 2005 г. мало соответствует реальной ситуации. В условиях сохраняющихся высоких цен на нефть существующая система изъятия сверхдоходов в бюджетную систему существенным образом усиливает налоговую нагрузку на экономику. Напротив, расходы расширенного правительства в % к ВВП вполне могут сократиться, поскольку основная часть изымаемых сверхдоходов будет не расходоваться (за исключением финансирования дефицита ПФР), а переводиться в иностранные активы с небольшим фиксированным доходом. Выплаты основной суммы внешнего долга, согласно принятым правилам бюджетного учета, не отражаются в государственных расходах.