Концепция реформы бюджетного процесса в РФ

in Вестник РЭО №124, Бюджет, Реформы

15 апреля Правительство РФ в целом одобрило проект Концепции реформиро- вания бюджетной сферы и реструктуризации бюджетного сектора на 2004-2006 гг., сообщает “Интерфакс”.
  Некоторые пункты из концепции будут выделены отдельно, так как они должны быть отражены в проекте бюджета 2005 г. В частности, речь идет об инвентаризации бюджетной сферы, которую необходимо закончить к 20 апреля, а также о списке бюджетных учреждений, передаваемых субъектам и муниципальным образованиям. Также до 1 июня необходимо определиться с федеральными целевыми программами.
  Напомним, что Минфин РФ предлагает реформировать систему планирования и организации бюджетного процесса, перейдя от принципа управления затратами к управлению, ориентированному на результаты.

  Реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим направлениям:

1.    Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета.

2.    Выделение бюджета “действующих” и “принимаемых” обязательств.

3.    Совершенствование среднесрочного финансового планирования.

4.    Развитие и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

5.    Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов с учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

  Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.
  В рамках четвертого (основного) направления должны быть сформированы “встроенные” в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапного перехода от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результаты.

  Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.
  Предлагаемые в Концепции основные принципы и направления реформирования бюджетного процесса относятся к бюджетам всех уровней бюджетной системы РФ.

  Предполагается, что соответствующие поправки к Бюджетному кодексу РФ в части регулирования бюджетного процесса будут разработаны Минфином в 2004 г., внесены в Госдуму во II квартале 2005 г. и вступят в силу с 2006 г., создав правовую основу для организации новой системы бюджетного процесса в РФ, начиная с формирования бюджетов на 2007 г.
  Как ранее заявлял глава Минфина А.Кудрин, в результате реформы бюджетного процесса предполагается за три года на 10-20% повысить эффективность отдачи каждого рубля. По его словам, используя этот план, правительство сможет “на 10-20% увеличить эффективность использования бюджетных расходов”.

  Согласно новой бюджетной классификации, число главных распорядителей бюджетных средств сократится с нынешних 111 до 32. Расходы бюджета будут формироваться блоками и распределяться по тем сферам, за которые будут отвечать конкретные министерства и ведомства. Таким образом, в бюджете будет утверждаться конкретный объем расходов на определенную сферу, а затем министерства будут сами определять, сколько и куда они будут тратить. Все существующие федеральные целевые программы подлежат уточнению и разграничению на ведомственные.

  “За последние четыре года созданы все предпосылки, чтобы Минфин вполне ответственно отдал ведомствам полномочия по распределению расходов”, – заявила замминистра финансов РФ Т.Голикова. “Мы не будем навязывать ни одному из федеральных органов, сколько он должен потратить, например, на здравоохранение или образование”, – сказала она.
  Кроме того, в конце 2004 года Минфин намерен представить в Правительство предложения по формированию трехлетнего финансового плана. Предполагается, что финансовый план будет утверждаться Постановлением Правительства, а в перспективе, возможно, и законом. Кроме того, предполагается уменьшить количество чтений закона о федеральном бюджете с 4-х до 3-х. Данный механизм планируется применить уже для бюджета на 2006 г.

  Вывод: Озвученные инициативы Минфина, безусловно, прогрессивны, но главное заключается в том, как они будут реализовываться на практике, потому что совершенно очевидно, что задача стоит сложная, придется ломать работу всех министерств и ведомств. Таким образом, все мероприятия должны увязываться с административной реформой.
  Основными моментами Концепции являются осуществление расходов, ориентированных на конкретный результат, исходя их поставленных целей, а также среднесрочное бюджетное планирование (на 3 года). Решения совершенно логичные и обоснованные. Конечно, если бы они были приняты раньше, то эффекта можно было бы также раньше достичь.

  Основной эффект – это целевая направленность расходования средств госбюджета. Достигнут должен быть за счет повышения эффективности госрасходов на основе внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
  БОР предполагает отличный от привычного способ определения расходных потребностей. Традиционно основой определения потребностей служат различные физические параметры, такие, например, как численность персонала, квадратные метры и т.п. При использовании методов БОР расходные потребности в будущих периодах зависят от оценки эффективности уже произведенных расходов. Для получения подобной оценки установленные в начале бюджетного года цели и задачи сравниваются с результатами, достигнутыми в конце предыдущего года. В случае если, например, декларированные каким-то ведомством цели не были достигнуты, это может послужить основанием для отказа данному ведомству в дополнительном финансировании (или даже сокращения выделяемых ему средств). Другими словами, уровень расходных потребностей может меняться от года к году в зависимости от оценки эффективности расходов в конце периода. Главное назначение такого подхода состоит в том, чтобы государство продолжало осуществлять расходы в тех сферах, в которых от них получают максимальную отдачу. При этом министерства и ведомства уже не смогут получать средства в том же или возрастающем объеме просто по инерции.

  Таким образом, учитывая вышесказанное, после осуществления намеченных мер эффект должен быть позитивным. Однако очевидно, что краткосрочного результата от планируемых к проведению мероприятий получить вряд ли удастся.