Исполнение бюджета России в 2004 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
Совокупный объем доходов консолидированного бюджета России по итогам 2004 г. составил 5427,3 млрд. руб. (4138,7 млрд. руб. по итогам предыдущего года), в том числе фактически исполненные доходы федерального бюджета составили 3426,3 млрд. руб. (2586,2 млрд. руб.), консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней – 2001,9 млрд. руб. (1553,5 млрд. руб.). Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла до 63,1% (62,5% в 2003 г.), удельный вес доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета финансовой помощи, соответственно, снизился до 36,9% (37,5% в 2003 г.).
Прирост доходов в реальном выражении составил 17,4% по консолидированному бюджету, 18,6% по федеральному бюджету и 15,4% по консолидированным бюджетам субъектов РФ.
Объем налоговых доходов консолидированного бюджета в 2004 г. (с учетом ЕСН) составил 4936,2 млрд. руб. (рост на 33,3% в номинальном и на 19,3% в реальном выражении) или 68,8% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ЕСН составили 3154,3 млрд. руб. (рост на 31,8% в номинальном и 18% в реальном выражении). Необходимо отметить, что сбор налоговых доходов в федеральный бюджет по итогам 2004 г. на 100 млрд. руб. превысил утвержденный запланированный уровень. Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в 2004 г. составили 1779,4 млрд. руб. (рост на 32,7% и 18,8% в номинальном и реальном выражении соответственно). Доли налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета России составили соответственно 63,9% и 36,1% (64,1% и 35,8%).
Структура налоговых доходов консолидированного и федерального бюджета России за 2004 г. представлена на рисунке ниже.
Как видно из рисунков, в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета наибольшую долю в 2004 г. занимали поступления от НДС, налога на прибыль организаций и таможенных пошлин (21%, 18% соответственно). При этом более чем на 60% налоговая часть федерального бюджета формировалась за счет НДС и таможенных пошлин. Суммы поступлений от налога на прибыль организаций и НДПИ обеспечивали еще 20% налоговых доходов.
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ представлены, прежде всего, поступлениями от налога на прибыль организаций и на доходы физических лиц, за счет которых формируется около 70% налоговых доходов указанных бюджетов. Ниже на рисунке представлена структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Поступления от неналоговых доходов в бюджетную систему обеспечивались в основном средствами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (на 76% по федеральному бюджету и на 80,5% по консолидированному бюджету субъектов РФ).
Вывод: Итак, динамика доходной части консолидированного бюджета России в 2004 г. в целом отражает происходящие изменения в бюджетной политике. Наиболее важными налогами для бюджетной системы России, по-прежнему, остаются НДС, таможенные пошлины и налог на прибыль. Для федерального бюджета наибольшее значение имеют первые два налога, поскольку на их долю в 2004 г. приходилось более 60% налоговых доходов. Активный рост поступлений по большинству налогов и сбором, прежде всего, от таможенных пошлин и НДПИ, безусловно, был вызван небывалым улучшением внешнеэкономической конъюнктуры.
На наш взгляд, в 2005 г. бюджет может серьезно ухудшиться с точки зрения сбалансированности. Данные опасения особенно актуальны в связи с последствиями от не слишком умелой реализации мероприятий в области монетизации льгот, а также звучащими инициативами в направлении снижения НДС. К сожалению, приходится констатировать, что разногласия в правительстве относительно последнего не носят конструктивного характера, так как позиция одной из сторон попросту лишена здравого смысла (подробнее см. предыдущую статью “Перспективы налоговой реформы в России: нужно ли снижать НДС?”). Все это не может не беспокоить.