Исполнение бюджета России в 2004 г. по расходам

in Вестник РЭО №158, Бюджет

Объем расходов консолидированного бюджета России по итогам 2004 г. увеличился в номинальном выражении на 17,7% (5,3% в реальном выражении) и составил 4665,4 млрд. руб. без учета финансовой помощи.

При этом фактически исполненные расходы федерального бюджета с учетом финансовой помощи составили 2695,6 млрд. руб. (рост на 14,3% в номинальном и на 2,3% в реальном выражении относительно предыдущего года). Объем расходов консолидированного бюджета субъектов РФ составил 2372 млрд. руб., что на 19,5% превышает уровень 2003 г. в номинальном выражении и на 7% в реальном выражении.

Ниже на рисунке представлена структура расходов консолидированного бюджета России в % к итогу.

Наибольший удельный вес в структуре расходов консолидированного бюджета России занимают расходы на образование, их объем по итогам 2004 г. составил 593,2 млрд. руб. (рост на 24,7% в номинальном выражении и на 11,7% в реальном выражении по сравнению с уровнем 2003 г.). Такой активный прирост расходов на образование привел к увеличению их доли в структуре расходов консолидированного бюджета на 1 процентный пункт (п.п.) – до 13%. Другим важнейшим направлением расходования средств консолидированного бюджета является передача средств государственным внебюджетным фондам, объем которых в 2004 г. составил 502,7 млрд. руб. (номинальный рост составил 19,8%, реальный – 7,3%). Из рисунка также видно, что примерно равные суммы из консолидированного бюджета расходуются на социальную политику, национальную оборону, правоохранительную деятельность, а также на промышленность, энергетику, строительство.

Вместе с тем, в соответствии с разграничением расходных полномочий, финансирование по указанным направлениям осуществляется за счет федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов не в равной степени.

Ниже на рисунке представлена структура расходов федерального бюджета России в 2004 г. (в % к итогу) с учетом финансовой помощи регионам, которая является наиболее крупной статьей федеральных расходов.

Объем финансовой помощи по итогам 2004 г. составил 903,9 млрд. руб. (рост по отношению к 2003 г. составил 13,5% в номинальном и 1,3% в реальном выражении), однако ее доля в объеме совокупных расходов федерального бюджета снизилась на 1 п.п. Другими наиболее крупными направлениями расходования федеральных средств является национальная оборона и правоохранительная деятельность, объем финансирования которых, в 2004 г. составил 430 млрд. руб. и 315,4 млрд. руб. соответственно. Прирост в номинальном выражении, соответственно, на 14,3% и 27,2%, в реальном – на 2,4% и 13,9%. В результате активного роста расходов на правоохранительную деятельность, доля финансирования данного раздела в рамках федерального бюджета увеличилась на 1 п.п.

Кроме того, необходимо отметить повышение доли расходов на образование и снижение удельного веса расходов на обслуживание государственного долга Правительства РФ.

Структура расходов консолидированного бюджета субъектов РФ существенно отличается от федерального и представлена на рисунке ниже.

Итак, основным расходным направлением в консолидированных бюджетах субъектов РФ является образование – 1/5 всех расходов, причем в 2004 г. объем увеличился на 25,5% в номинальном выражении и на 12,3% в реальном, что привело к росту удельного веса в совокупных расходах на 1 п.п. Примерно равные суммы средств консолидированных бюджетов субъектов РФ направляются в промышленность, энергетику, строительство и ЖКХ – 312,7 млрд. руб. (рост на 17,6% в номинальном и 5,3% в реальном выражении) и 291,3 млрд. руб. (рост на 9,8% в номинальном выражении и снижение на 2% в реальном). Снижение объемов финансирования ЖКХ из этих бюджетов вызвало падение удельного веса в структуре расходов на 1 п.п. В 2004 г. наблюдалось также активное увеличение расходов на социальную политику – до 250,3 млрд. руб. (на 38,6% в номинальном выражении и на 24,1% в реальном), что привело к росту доли в общих расходах на 2 п.п.

Вывод: Итак, в соответствии с принятым в России разграничением расходных полномочий, расходы на национальную оборону осуществляются только за счет федерального бюджета, причем неэластичный их характер объясняет стабильность доли в общефедеральных расходах. Одновременно ЖКХ финансируется за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, снижение объемов которых в реальном выражении может говорить о повышении доли оплаты населением соответствующих услуг. С учетом проводимой в настоящее время политики по доведению оплаты услуг ЖКХ гражданами до 100%, по итогам т.г. можно ожидать продолжения тенденции к снижению упомянутой доли.

Кроме того, заметим, что здравоохранение, а также промышленность, энергетика и строительство финансируются в основном за счет средств консолидированных бюджетов субъектов РФ, а участие федерального бюджета остается довольно незначительным.

Платежи по обслуживанию государственного долга приходятся в основном на федеральные обязательства, так как их доля (платежей) в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет менее 1%.

Необходимо также отметить, что в структуре расходов консолидированного бюджета России наибольшая доля наблюдается в сфере образования, однако, это необязательно является положительным знаком, поскольку качество образования зависит от объемов его финансирования только при условии оптимального распределения средств в рамках эффективной системы. К сожалению, существенных сдвигов в направлении построения качественной системы образования в нашей стране пока не наблюдается (подробнее см. статью "Развитие системы образования в России").

Очевидно, что в условиях крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры расходование средств бюджетов всех уровней (в особенности, федерального) должны в большей степени ориентироваться на процессы реформирования реального сектора экономики и социального обеспечения. Данные процессы пока протекают в России слишком медленно.