Основные параметры проекта федерального бюджета-2005

in Вестник РЭО №132, Бюджет

15 июня т.г. Минфин РФ внес в правительство основные параметры федерального бюджета на 2005 г., сообщает “Интерфакс-АФИ”. Кроме того, материалы содержат проектировки перспективного финансового плана правительства на 2006-2007 гг.
  Доходы федерального бюджета в 2005 г. планируются на уровне 3103,3 млрд. руб. (17,2% ВВП). В том числе налоговые доходы запланированы в объеме 1854,6 млрд. руб. (10,3% ВВП), неналоговые доходы – 988,4 млрд. руб. (5,5% ВВП), поступления ЕСН – 260,2 млрд. руб. (1,4% ВВП).
  Расходы – планируются на уровне 2916,3 млрд. руб. (16,1% ВВП). В том числе процентные расходы (на проценты по госдолгу) составят 255,8 млрд. руб. (1,4% ВВП), непроцентные (все остальные) – 2660,4 млрд. руб. (14,7% ВВП).

Около 31% общей суммы расходов федерального бюджета займут расходы на национальную оборону России, безопасность и правоохранительную деятельность, еще около 30% расходов будет направлено на финансовую помощь бюджетам других уровней.
  Расходы на образование в связи с передачей финансирования учебного процесса в регионы сократятся в 2005 году на 16,4% – до 101,39 млрд. руб. (3,5% расходов), на здравоохранение и спорт – вырастут на 2,3% – до 49,716 млрд. руб., культуру, кинематографию, СМИ – вырастут на 7,8% – до 29,484 млрд. руб. (1% расходов), социальную политику – вырастут на 2% – до 154,466 млрд. руб. (5,3% расходов), на охрану окружающей среды – увеличатся на 1,13% – до 4,26 млрд. руб. (0,1% расходов).

  Профицит федерального бюджета в 2005 г. ожидается на уровне 187,01 млрд. руб., или 1% ВВП.
  Предполагается, что среднегодовой курс рубля к доллару США в следующем году составит 30,2 руб. за доллар. Объем ВВП в 2005 г. прогнозируется на уровне 18,08 трлн. руб.
  Параметры бюджета-2005 готовились с учетом вступления в силу со следующего года разграничения доходных источников и расходных обязательств между центром и регионами, отмены “нефинансируемых” мандатов, перевода натуральных льгот в денежную форму, а также налоговых преобразований, прежде всего снижения базовой ставки ЕСН с 35,6% до 26%.
  Правительство РФ не будет размещать в 2004 г. еврооблигации на сумму до $3 млрд., поскольку более высокие цены на нефть позволяют перевыполнить план по доходам федерального бюджета в т.г. Минфин РФ предлагает предусмотреть в 2005 г. возможность привлечения до $2,5 млрд. путем размещения еврооблигационного займа на внешних рынках. В целом в 2005 г. привлечение правительством РФ финансовых ресурсов за счет внешних источников планируется на уровне $3,65 млрд.

  Вывод: Отметим, что по отношению к ВВП снижаются как доходная, так и расходная часть федерального бюджета. Это обусловлено поставленной целью сокращения объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему.
  В то же время, видно, что уровень средств, выделяемых на финансовую помощь бюджетам других уровней, в федеральном бюджете по-прежнему существенен, несмотря на разграничение полномочий между уровнями власти с 2005 г., сопровождаемое разделением сфер ответственности и наделением соответствующими доходными ресурсами. Таким образом, в течение 2005 г. нагрузка на федеральный бюджет в этом направлении, судя по всему, сохранится на уровне предшествующих лет.

  Кроме того, не совсем ясна аргументация необходимости внесения поправок в Бюджетный кодекс, направленных на перенесение таможенных пошлин из группы налоговых доходов в группу неналоговых доходов федерального бюджета.
  В целом же, до появления проекта федерального бюджета на 2005 г., что следует ожидать не ранее 12 августа т.г. – даты внесения документа на рассмотрение правительством, сложно качественно оценивать параметры проекта бюджета-2005, так как для этого необходим более детальный анализ структуры.