О проекте федерального бюджета на 2006 г.

in Вестник РЭО №177, Бюджет

18 августа 2005 г. министр финансов РФ А.Кудрин представил Правительству РФ проект федерального бюджета на 2006 г., сформированный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России, подготовленным Минэкономразвития. Основными макроэкономическими показателями, представленными в прогнозе, стали объем и прирост ВВП – 24380 млрд. руб. и 5,8% соответственно, инфляция по показателю декабрь к декабрю – 107-108,5% и мировой уровень цен на российскую нефть – 40 $/бар.

Объем доходов федерального бюджета в 2006 г., согласно проекту закона о федеральном бюджете, составит 5046,1 млрд. руб. или 20,7% ВВП (номинальное увеличение относительно ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2005 г. составит 1,5%, а доля в ВВП снизится на 3 п.п.). Налоговые доходы возрастут до 3167,8 млрд. руб. или 13% ВВП (номинальный рост на 3,7%, по отношению к ВВП удельный вес сократится на 1,5 п.п.). В отношении неналоговых доходов следует заметить, что в соответствии с изменениями бюджетного законодательства, с 2005 г. таможенные пошлины и сборы отражаются в рамках данного раздела, и будут формировать основную его часть (более 80%). Запланированный объем поступлений от таможенных пошлин в 2006 г. составляет 1627,2 млрд. руб. (ожидаемое исполнение в 2005 г. – 1608,5 млрд. руб.) или 6,7% ВВП (7,6% ВВП).

Объем расходов составит 4270,1 млрд. руб. или 17,5% ВВП (номинальный прирост относительно ожидаемого исполнения в т.г. составит 22,1%, а по отношению к ВВП доля совокупных расходов возрастет на 0,9 п.п.). При этом, расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, сократятся как в абсолютном выражении – на 11,3% – до 202,5 млрд. руб., так и по отношению к ВВП – на 0,3 п.п. – до 0,8%. Непроцентные расходы в 2006 г. увеличатся на 24,4% в номинальном выражении и составят 4067,6 млрд. руб. или 16,7% ВВП (15,5% ВВП, согласно ожидаемому исполнению федерального бюджета в 2005 г.).

Таким образом, профицит федерального бюджета составит 776 млрд. руб. или 3,2% ВВП, при этом сократится в 1,9 раза по сравнению с ожидаемым исполнением в 2005 г. – 1473,7 млрд. руб. или 7% ВВП.

Объем стабфонда, на начало т.г. составлявший 739,4 млрд. руб., к началу 2006 г. увеличится в 1,9 раза (с учетом досрочного погашения долга Парижскому клубу кредиторов) – до 1425,7 млрд. руб., на начало 2007 г. –  2242,3 млрд. руб. (при отсутствии незапланированных выплат по досрочному погашению внешнего долга).

Государственный долг федерального правительства увеличится на 1,1% (38,3 млрд. руб.), при этом внешний долг сократится на 6,9% (167,8 млрд. руб.), внутренний возрастет на 22% (206,1 млрд. руб.)

Вывод: Из доклада А.Кудрина о проекте федерального бюджета России на 2006 г. без дополнительного углубления в детали можно сделать ряд ключевых выводов:

·         Незначительное увеличение доходов федерального бюджета в 2006 г. по сравнению с ожидаемым исполнением в 2005 г. связано, во-первых, с разовым поступлением в т.г. значительной суммы налоговой задолженности “Юкоса”, а, во-вторых, с прогнозируемым снижением уровня мировых цен на нефть до 40 $/бар. Второе, на наш взгляд, вряд ли будет иметь место, поэтому прирост доходной базы в 2006 г. будет выше запланированного Минфином.

·         Более неоднозначным решением является резкий рост непроцентных расходов федерального бюджета в результате увеличения базовой цены для формирования стабфонда с 20 $/бар. в 2004-2005 гг. до 27 $/бар. в 2006 г. С учетом объявленной цели повышения в 1,5 раза уровня зарплат и пенсий в реальном выражении до 2008 г., можно ожидать, что значительная часть данных расходов будет иметь социальную направленность, а это повышает инфляционные риски. В случае ускорения инфляции в результате ослабления бюджетной политики в 2006 г., в свою очередь, усложняется достижение цели повышения реальных зарплат и пенсий. Круг замыкается.

·         Стабфонд, судя по всему, планируется использовать исключительно для поддержания сбалансированности по источникам финансирования и возможные операции по досрочному погашению внешнего долга, что придает ощущение стабильности федеральной бюджетной политике.

Перемен в политике управления государственным долгом в 2006 г. не предвидится, и если активное досрочное погашение внешнего долга мы только приветствуем, то фактический отказ от построения цивилизованного внутреннего рынка государственных ценных бумаг считаем существенным недостатком бюджетной и макроэкономической политики Правительства РФ.