Исполнение федерального бюджета России за I полугодие 2005 г.

in Вестник РЭО №173, Бюджет

Согласно предварительной оценке Минфина РФ, по итогам января-июня 2005 г. объем доходов федерального бюджета составил 2383,1 млрд. руб., что на 46,1% превышает параметры утвержденной бюджетной росписи на I полугодие и на 54,9% – объем доходов в I полугодии предыдущего года. По отношению к ВВП объем доходов составил 25,8% против 20,7% в АППГ.

Объем поступлений налогов и прочих обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, по итогам I полугодия 2005 г. составил 1317,6 млрд. руб., что на 47,4% превышает запланированный объем. В том числе кассовое исполнение учитывает поступления дополнительно начисленных налогов и сборов по "Юкосу" в объеме 151,5 млрд. руб. (в основном по НДС – 137,5 млрд. руб.). Заметим, что без учета поступлений от "Юкоса" кассовое исполнение федерального бюджета по доходам по итогам января-июня т.г. превышает запланированный уровень на 30,4%.

Доходы, администрирование которых осуществляется Федеральной таможенной службой, в рассматриваемом периоде т.г. составили 858,6 млрд. руб. или 135,5% к планируемым показателям поступлений доходов за данный период.

По кассовому исполнению расходы федерального бюджета оцениваются в 1444,7 млрд. руб. или 86,6% от объема расходных обязательств утвержденной бюджетной росписи на I полугодие т.г. По отношению к объему в аналогичном периоде 2004 г. прирост расходов составил 22,6%. Как доля в ВВП, расходы оцениваются на уровне 15,6% ВВП (17,8% ВВП в I полугодии предыдущего года).

Объем непроцентных расходов составил 1341,4 млрд. руб. или 86,2% от запланированного уровня, процентные расходы составили 103,3 млрд. руб. – 91,7% от плана, в том числе обслуживание внутреннего долга было профинансировано на 22,9 млрд. руб., внешнего долга – на 80,4 млрд. руб. Удельный вес процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета составил 7,2%, как и в предыдущем году.

Таким образом, профицит "по кассе" составил 938,4 млрд. руб. или 10,2% ВВП.

Стабилизационный фонд России (стабфонд) на начало 2005 г. оценивался в 522,3 млрд. руб., что включало переходящие остатки с 2003 г. в объеме 106 млрд. руб. Остатки, перечисленные в январе 2005 г. составили 218,4 млрд. руб. Кроме того, согласно данным Минфина РФ, в январе 2005 г. было осуществлено досрочное погашение внешнего долга Правительства РФ перед МВФ в объеме около $3,5 млрд. – 93,5 млрд. руб.

В феврале-июне за счет соответствующих доходов пополнился в I квартале на 210,8 млрд. руб., в апреле-мае – на 191,3 млрд. руб., и, после уточнения в июне 2005 г. на 1,3 млрд. руб., а также осуществления платежей в счет досрочного погашения внешнего долга перед странами-членами Парижского клуба кредиторов (430,1 млрд. руб.), по состоянию на 1 июля 2005 г. объем стабфонда составил 617,9 млрд. руб.

Вывод: Итоги исполнения федерального бюджета России в I полугодии 2005 г. отражают, с одной стороны, значительные объемы средств, перечисленные в бюджетную систему в целом от взыскания дополнительных налогов и сборов с компании "Юкос", а также продолжение тенденции к беспрецедентному улучшению внешнеэкономической конъюнктуры для нашей страны. Таким образом, ускорение роста доходов федерального бюджета и профицита, в том числе по отношению к ВВП, обусловлены преимущественно данными факторами.

С другой стороны, финансирование расходов, несмотря на ожидаемое в т.г. ослабление расходной части бюджетной политики, происходит относительно умеренными темпами, что, в целом, можно оценить позитивно.

Кроме того, следует отметить резкое ускорение наращивания объема стабфонда. Так, несмотря на то, что объем досрочного погашения внешнего долга по итогам I полугодия т.г. сопоставим с объемом на начало т.г. (523,6 млрд. руб. против 522,3 млрд. руб. соответственно) фактический прирост на 1 июля составил 95,6 млрд. руб. Можно заметить, что для осуществления досрочных выплат по внешнему долгу в объеме порядка $19 млрд., российскому правительству понадобилось всего 5 месяцев для того, чтобы аккумулировать дополнительные доходы от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и направить их на указанное погашение.

Мы по-прежнему считаем, что единственным вариантом использования средств стабфонда в условиях отсутствия подходящих инфраструктурных инвестиционных проектов, является досрочное погашение внешнего долга.