Динамика строительной деятельности в России в январе-июле 2005 г.

in Вестник РЭО №178, Экономика

Согласно данным Росстата, объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", составил в январе-июле т.г. – 823,8 млрд. рублей или 7,2% к АППГ (в 2004 г. общий рост составил 10,1%).

В январе-июле 2005 г. организациями всех форм собственности построено 174,2 тыс. новых квартир, в том числе в июле т.г. 20,9 тыс. квартир. В целом за рассматриваемый период было введено в действие 16,3 млн.кв.м. общей площади жилых домов, что на 6% больше чем за АППГ.

Согласно данным Росстроя, к настоящему времени в России построено 2,85 млрд.кв.м. жилья. При этом 60% российских семей желают улучшить свои жилищные условия и чтобы удовлетворить эти потребности, нужно построить еще около 1,5 млрд.кв.м. Таким образом, чтобы в ближайшей перспективе хотя бы частично решить проблему нехватки жилья необходимо ежегодно строить 150 млн.кв.м.

Кроме того, в настоящее время треть населения – 14,3 млн. семей – проживает в неблагоустроенном жилье, где отсутствуют горячее водоснабжение, канализация, газ и электроплиты. Около 5,3 млн. семей проживают в панельных домах 1950-60-х гг. постройки, срок эксплуатации которых фактически истек.

За прошлый год было построено в общей сложности 41 млн.кв.м. Согласно прогнозу Росстроя, в этом году эта цифра вырастет не менее чем на 10%. А в 2010 г. планируется выйти на объем строительства 80 млн.кв.м., что приблизительно соответствует уровню 1987 г.

Вывод: Таким образом, в январе-июле текущего года сохранилась тенденция последних лет – ежегодное увеличение объемов строительства. В то же время темп роста отрасли в рассматриваемом периоде несколько снизился. При этом по сравнению с АППГ незначительно возрос темп ввода в действие новых жилых домов. Таким образом, если во II полугодии 2005 г. темпы прироста ввода в действие жилых домов существенно не ускорятся, заявленный Росстроем прогноз на текущий год выполнен не будет.

Очевидно, что сегодняшние проблемы строительства связаны с определенными ограничениями, прежде всего, со стороны спроса. Постепенному снятию данных ограничений могла бы способствовать государственная политика по следующим основным направлениям:

·         проведение институциональных преобразований, направленных на развитие ипотечного кредитования;

·         снижение административных барьеров при согласовании инвестиционных проектов;

·         увеличение государственного финансирования программ, направленных на обеспечение жильем льготных категорий населения (военнослужащие, чернобыльцы и др.) с целью скорейшего решения проблемы очередников и переселения малоимущих граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

·         грамотное антимонопольное регулирование.

В целом можно констатировать, что даже при условии эффективной государственной политики жилищная проблема в ближайшие годы решена не будет. Необходимые для решения данной проблемы темпы роста строительства жилых домов, вероятно, будут достигнуты лишь в следующем десятилетии.

Тем не менее, ускорение развития строительной деятельности в России будет иметь очевидные положительные социальные последствия и мультипликативный эффект для экономики. Поэтому выделение жилищного строительства в качестве одного из национальных приоритетов выглядит вполне оправданным.