Перспективы амнистирования капиталов в России

in Вестник РЭО №112, Экономика

23 января 2004 г. информационное агентство “Интерфакс-АФИ” сообщило о том, что Минэкономразвития проводит анализ примеров налоговой амнистии в зарубежных странах.
  За основу разработки российского закона предлагается взять бельгийский вариант, суть которого состоит в следующем. В течение 2004 г. частные лица, получившие доходы от инвестиций за рубежом, смогут просто задекларировать эти средства, не ввозя их в Европу (заплатив 9%-ный налог с их объема), или инвестировать их в ЕС не менее чем на три года (заплатив налог в 6%). В обмен они получают расписку от налоговых органов, о том, что за укрытие от налогов в части легализованных сумм уголовное дело на них заводиться не будет.

  Инвестирование за границей весьма популярно среди граждан Бельгии. По разным оценкам, до $190 млрд. хранится в иностранных банках.
  По заявлению пресс-службы Минэкономразвития, специалистами министерства “в обычном порядке проводится анализ примеров налоговой амнистии из законодательства зарубежных стран – в частности, вступившего в силу 16 января 2004 г. бельгийского закона о единовременной освобождающей (от ответственности) декларации. Никаких решений о проведении налоговой амнистии в России не принималось”.
  В бельгийской ситуации существует один весьма интересный момент, который и служит залогом успеха этого закона. Дело в том, что с 2005 г. на территории ЕС начнет действовать Директива об инвестициях, в результате чего налоговые органы каждой страны ЕС будут осведомлены о полученный доходах своих граждан в других странах Европы. При этом будет уплачиваться единый европейский подоходный налог, который будет повышаться. В данной ситуации успех налоговой амнистии в Бельгии весьма вероятен. По ожиданиям бельгийского Минфина, легализовано будет не менее $12,2 млрд.
  В деловой среде нет единого мнения о возможности налоговой амнистии в России. Одни считают, что большинство бизнесменов думают больше о том, как реинвестировать средства в России, нежели о возможных способах их вывоза, а другие говорят о невозможности ее проведения в настоящее время.

  Вывод: В настоящее время неясно, о какой именно амнистии идет речь. Будет ли это легализация всех доходов, укрытых от налогообложения или только вывезенного капитала? Бельгийский вариант предполагает легализацию средств, инвестированных в зарубежных банках, в условиях достаточно скорого увеличения подоходного налога на эти средства. Вряд ли можно говорить о популярности инвестиций в зарубежные банки российскими гражданами, а также наличии серьезных стимулов к возвращению капиталов.
  Безусловно, идея о том, что возвращенные и легализованные капиталы смогут стать источником инвестиций в российской экономике заслуживает внимания. Однако к настоящему времени в России сформировался ряд факторов препятствующих этому процессу. Сюда необходимо отнести, прежде всего, отсутствие доверия в обществе к органам государственной власти, в том числе с точки зрения конфиденциальности предоставляемой информации.

  На наш взгляд, легализация капиталов в форме налоговой амнистии должна проводиться при условии наличия в государстве эффективной налоговой системы, которая бы была приемлема для ведения бизнеса. Иными словами, как только в государстве можно будет честно и открыто заниматься бизнесом, только тогда появится возможность сказать: старое забыто, – мы начинаем работать по-новому.