Перспективы рынка коллективных инвестиций на современном этапе развития экономики России
- Войдите чтобы оставить комментарии
Перспективы коллективного инвестирования зависят в целом от макроэкономической ситуации в стране. В то же время успех модернизации российской экономики во многом зависит от способности создать условия, когда миллиардные накопления граждан, в большинстве своем по-прежнему лежащие в "матрасах", с помощью финансовых посредников будут легко переходить из наличной формы сбережений в долгосрочные инвестиции. Стимулирующими факторами здесь являются повышение доверия населения и институциональных инвесторов, а также деятельность правительства в данном направлении.
В течение последних нескольких лет в России сложилась в целом благоприятная макроэкономическая ситуация для развития финансового рынка. Динамика прироста ВВП в последние два года повысилась до уровня свыше 7%, что свидетельствует о сохранении общего экономического роста (4,7% – в 2002, 7,3% – в 2003, 7,1% – в 2004 гг.).
Однако, несмотря на хорошую внешнеэкономическую конъюнктуру, существенных сдвигов в экономической политике внутри страны не наблюдается. К сожалению, в течение последних 3-4 лет не удалось в достаточной мере использовать благоприятные внешние факторы для серьезного реформирования экономики в целях создания базы дальнейшему поступательному развитию, которое уже не будет основываться только на мировой конъюнктуре цен на энергоносители. При этом здесь важным механизмом могут стать инструменты финансового рынка, в том числе инструменты рынка коллективных инвестиций, развитие которых соответственно было бы целесообразно стимулировать.
Стоит отметить, что благодаря достаточно хорошо проработанной нормативно-правовой базе и стабильной политической ситуации в России, рынок паевых инвестиционных фондов, как основная составляющая рынка коллективного инвестирования, перешел в активную стадию развития. Пожалуй, в настоящее время ПИФы являются наиболее привлекательными и защищенными инвестиционными инструментами для населения страны. Вложения в них стали альтернативой банковским депозитам, проценты по которым в настоящий момент отстают или соответствуют уровню инфляции.
Общее количество зарегистрированных ПИФов выросло более чем в 5,5 раз (с 50 на конец 2001 г. до 283 в 2004 г.), при этом количество работающих фондов увеличилось в 6 раз до 273 на конец 2004 г. (45 в 2001 г.). Схожими в целом темпами выросло и количество управляющих компаний на рынке: в 4,2 раза до 177 в 2004 г. (42 – на конец 2001 г.), в том числе число компаний, обладающих работающими ПИФами, увеличилось в 3,7 раза до 103 в 2004 г. (28 – на конец 2001 г.).
Помимо показателей институциональной структуры, подтверждением активного развития рынка ПИФов также является кратный рост стоимости чистых активов фондов (СЧА). Всего за период 2002-2004 гг. общая СЧА ПИФов выросла более чем в 12 раз.
При этом наиболее активная фаза роста пришлась на 2003 г. (объем СЧА увеличился в 5,5 раз). А с начала 2004 г. наблюдается замедление годовых темпов прироста СЧА (см. рисунок ниже). На 31 декабря 2004 г. стоимость чистых активов фондов, по данным Национальной лиги управляющих, составила 109,6 млрд. руб. ($3,95 млрд.), увеличившись с начала года на 42% в рублевом выражении.
Помимо развития отрасли паевых фондов в абсолютных показателях наблюдается рост и в масштабах экономики. По отношению к ВВП СЧА фондов выросла с 0,1% в 2001 г. до 0,65% в 2004 г., а по отношению к объему денежной массы (М2) увеличилась с 0,56% до 2,51% соответственно. Из этого следует, что темпы роста отрасли превышали в 6,5 раз темпы роста ВВП и в 4,5 – денежной массы. Таким образом, благоприятная ситуация в экономике в течение последних нескольких лет оказывает катализирующий эффект на развитие рынка ПИФов.
В структуре рынка ПИФов по временному типу инвестирования наиболее динамичный рост показали закрытые фонды, доля которых всего за первый год их работы увеличилась до 67,8% (52,4 млрд. руб. – на конец 2003 г.) в совокупной СЧА. При этом в 2004 г. их доля на рынке несколько сократилась – до 65,9%, а темпы прироста СЧА составили 37,9%.
Изначально на рынке доминировали интервальные ПИФы. Так, на конец 2001 г. их доля, согласно экспертным оценкам, в общем объеме СЧА составляла почти 88%, однако уже в 2002 г. упала до 82%. После начала работы закрытых ПИФов по итогам 2003 г. доля интервальных сократилась до 22%, а в 2004 г. – до 20,7%. На этом фоне в 2004 г. наблюдался активный рост открытых ПИФов, доля которых увеличилась до 13,4% (10,2% – в 2003 г.), притом, что их СЧА выросла на 86,5%. Последнее свидетельствует о более динамичном развитии розничного направления на рынке в условиях сохранения на стабильном уровне роста доходов населения и по-прежнему остающейся колоссальной массы средств на руках у граждан.
На наш взгляд, основными факторами, благоприятно влияющими на рынок ПИФов, являются:
· Рост благосостояния населения;
· Развитие фондового рынка;
· Приток средств институциональных инвесторов;
· Рост конкуренции на рынке ПИФов.
Ниже более подробно рассмотрим первый фактор. Рост благосостояния населения, безусловно, лежит в основе развития рынка ПИФов. Если посмотреть на динамику денежных доходов населения России, то в течение последних нескольких лет наблюдается их постепенный рост. После увеличения реальных располагаемых доходов в 2002 г. (на 9,9%) и повышения в 2003 г. (на 14,9%), в 2004 г. темпы роста сократились и сохранялись на протяжении большей части года на уровне немногим более 8% (8,2% по итогам года). За период 2002-2004 гг. реальные располагаемые денежные доходы возросли, по нашим оценкам, на 36,6%. В замедлении роста реальных доходов граждан в 2004 г. нет ничего удивительного, поскольку уже по итогам 2003 г. стало очевидно, что темпы увеличения реальных доходов опережают рост производительности труда.
Размер среднедушевых денежных доходов населения в 2004 г. возрос на 22% (29,9% в 2003 г. и 28,5% в 2002 г.) и составил 6295,8 руб., при этом в декабре они увеличились до 8963,6 млрд. руб. или на 20% по отношению к декабрю 2003 г. (рост на 33,4% в декабре 2003 г. и на 26,4% в декабре 2002 г.).
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2004 г. составила 6828 руб., увеличившись на 22,9% по сравнению с предыдущим годом (рост на 26,1% в 2003 г., на 34,6% в 2002 г.). Реальная заработная плата увеличивалась в 2004 г. практически такими же темпами, как в предыдущем году – 10,8% против 10,9% соответственно, в 2002 г. – на 16,2%.
При этом, несмотря на общий рост доходов населения, с 2002 г. наблюдается некоторое снижение доли сбережений в общей структуре их использования (с 12,6% в 2002 г. до 10,2% в 2004 г.). Кроме того, несмотря на некоторое сокращение доли наличных денег в структуре накоплений населения (в среднем на 1% ежегодно), на руках у граждан остается колоссальный объем средств (818,5 млрд. руб. на декабрь 2004 г., 34% от общего объема накоплений), причем здесь не учитываются накопления в валюте. При этом в абсолютном выражении объем накопленной наличности у населения с 2002 г. вырос в 2 раза (в среднем на 32% в год).
Очень показательна также динамика денежных накоплений населения в отношении к изменению совокупной стоимости чистых активов (СЧА) открытых и интервальных ПИФов, которую в данном случае мы принимаем в качестве объема средств частных пайщиков. Безусловно, в структуре открытых и интервальных фондов есть доля нерыночных пайщиков (институциональных инвесторов), однако кардинальным образом картина от этого не меняется.
Как видно из рисунка, размер средств частных пайщиков по отношению к объему накоплений населения остается на мизерном уровне, и с 2002 г. существенных изменений в этом направлении не наблюдается. Если на начало 2002 г. отношение составляло порядка 1%, то на конец 2004 г. выросло всего до 1,45%. Это является еще одним доказательством того, что остается существенный потенциал привлечения средств физических лиц на рынок паевых фондов.
Вывод: На основе опыта стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, развитие рынка ПИФов стимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов. Кроме того, расширяются возможности населения сохранять и приумножать свои сбережения, что само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к финансовым институтам. По мере развития рынка коллективных инвестиций конкурентная борьба между его участниками будет увеличиваться, соответственно, возрастет качество предоставляемых услуг и доступность данных финансовых инструментов.
Существуют колоссальные резервы для увеличения объемов поступлений инвестиций на российский финансовый рынок, в том числе на рынок ПИФов. В то же время, очевидно, что для этого нужно создать условия, которые в первую очередь обеспечат сохранность средств, равные и не меняющиеся для инвесторов правила игры.
Большая часть населения по-прежнему не имеет полного представления о возможностях инвестирования средств на финансовом рынке. В то же время, на наш взгляд, российские граждане готовы к диверсификации своих вложений, и при соответствующем уровне информационной поддержки могут направить существенную часть средств на рынок ПИФов, инструменты которого носят более цивилизованный характер, чем метания между двумя валютами. Безусловно, потенциал привлечения здесь для управляющих компаний огромен, так как анализ показывает, что на покупку валюты население тратит гораздо больше средств, чем на вложения в ПИФы.
При этом на руках у граждан остается колоссальный объем наличности, размер которой с 2002 г. в абсолютном выражении вырос в 2 раза. Также примечательно, что в 2002-2003 гг. граждане более активно использовали накопленную наличность в отличие от 2004 г. Это может свидетельствовать либо о недостатке инструментов вложения средств, либо о недостаточной информированности граждан о таких инструментах, либо о росте их опасений относительно вложения средств на фондовом рынке. Все это еще раз доказывает, что в России ощущается серьезная нехватка инструментов для инвестирования розничного капитала, доступных широким массам, и соответствующей информационной базы.
Последнее представляется особенно актуальным, учитывая низкий уровень финансовой грамотности российских граждан и огромный потенциал привлечения розничного капитала в отрасль. И именно в этом направлении государству, управляющим компаниям, НПФ и другим заинтересованным участникам рынка коллективных инвестиций предстоит огромная работа, т.к. от этого будут зависеть перспективы всей отрасли.
При этом, очевидно, что невозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженную систему рынка частных капиталов, что показывает и международный опыт. Все это создает достаточные риски при значительных вложений в информационную компанию, а, тем более что в настоящее время в России в принципе нет положительного опыта существенного роста прибыльности бизнеса управляющих при проведении данных мероприятий.
В этой связи, по нашему мнению, значительная работа в информационном направлении должна проводиться со стороны государства, например, в рамках пенсионной реформы. Это справедливо и с той точки зрения, что это является, прежде всего, социальной функцией. Ведь основная цель проведения любой государственной политики – поддержание и повышения благосостояния населения. Таким образом, возникает система партнерства между частными и государственными институтами в социальном секторе. При этом правительство создает благоприятные условия для развития частного сектора в данной области, но в тоже время четко регулирует всю систему. В результате в совокупности всех устраивает такая система: и правительство, и частные компании, и граждан.
Последнее подтверждает и анализ мирового опыта создания механизмов интермедиации (системы трансформации сбережений), в том числе систем пенсионного обеспечения, где все более активно наблюдаются процессы сближения позиций государства и частных субъектов. Правительства развитых стран прямо заинтересованы в создании мощного частного института дополнительного пенсионного обеспечения и соответствующего рынка коллективного инвестирования, что позволяет снизить социальную нагрузку на государство. Однако какой-либо существенной работы в области информирования населения России со стороны государства совершенно не наблюдается.
Помимо существующей наличности на руках, очевидно, что для развития рынка паевых фондов нужно искать механизмы использования накопленного потенциала, например, в банковском секторе. Одним из таких механизмов, который уже начал находить свое применение, является выступление банками в роли агентов по распространению паев за соответствующее комиссионное вознаграждение. Однако задействованность банков в этом направлении пока не слишком велика. В то же время более активное взаимодействие между УК и банками способно повлиять на привлечение существенного объема средств населения.
При написании статьи использованы выдержки из доклада "Паевые фонды в российской экономике (2002-2004)", подготовленного Русским экономическим обществом совместно с управляющей компанией "Менеджмент-центр".