Введение единой валюты в Белорусси

in Вестник РЭО №122, Россия и мир

Как заявил 31 марта т.г. министр финансов РФ А.Кудрин, введение российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Белоруссии с 1 января 2005 г. откладывается до 1 января 2006 г., сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  “На прошлой неделе мы провели переговоры с белорусской делегацией, которая попросила не обсуждать тему введения российского рубля на территории Белоруссии”, – заявил А.Кудрин. Глава Минфина отметил, что обратился к премьер-министру РФ М.Фрадкову с просьбой снять с повестки дня заседания правительства в мае вопрос о введении российского рубля на территории Белоруссии в качестве платежного средства “как непроработанный”.

  Министр подчеркнул, что Россия готова позже обсудить введение российского рубля в качестве платежного средства с 1 января 2006 г. При этом работа в направлении согласования спорных моментов продолжится. Кроме того, А.Кудрин подчеркнул, что интеграционные процессы в рамках союзного государства продолжаются в других сферах, в частности, сферы таможенно-тарифного регулирования и торгового регулирования.
  Касаясь российских предложений по введению российского рубля в качестве платежного средства на территории Белоруссии, А.Кудрин отметил, что пакет предложений со стороны России сформулирован и Россия считает эту позицию объективной. “Сейчас я не вижу целесообразности что-либо смягчать”, – заявил А.Кудрин.

  Напомним суть проблемы. По расчетам белорусского правительства, потери страны от введения российского рубля составят $2,1 млрд., в то время как по расчетам Минфина РФ – в пределах 120-140 млн., которые Белоруссия потеряет в результате сохранения принципа взимания НДС по стране происхождения товара. Дело в том, что при введении единой валюты Белоруссия будет ежегодно терять, поскольку весь НДС при экспорте будет уплачиваться в российский бюджет. В данном направлении требуется подписание дополнительного соглашения, после чего Россия готова выплатить компенсацию, начиная с 2003 г. Однако белорусская сторона настаивает на выплате таких компенсаций начиная с 2000 г.
  Российская сторона “не рассматривает никакие другие [кроме по НДС] компенсации для Белоруссии от введения на ее территории российского рубля”, что еще в октябре 2003 г. подчеркнул глава Минфина А.Кудрин. При этом было также высказано мнение, что “ни у Белоруссии, ни у России никаких особых прямых убытков от интеграции валют нет и не может быть”.

  Вывод: Ситуация с введением рубля вполне объяснима. Очевидно, что Белоруссия понесет определенные потери от введения российского рубля. Другое дело, что размер компенсации, которую требует белорусская сторона, необоснован и явно завышен. Этот момент станет предметом дальнейших переговоров.
  Кроме того, говоря о введении единого рубля, безусловно, реализация валютного соглашения с Белоруссией не может подразумевать полноправности при определении направлений для проведения денежно-кредитной политики. Должна быть единая курсовая политика, единый эмиссионный центр, ставка рефинансирования и т.п. В этой связи говорить о пропорциональном управлении этими механизмами не имеет смысла.

  В целом же, характеризуя перспективы Союзного государства России и Белоруссии, на самом деле вопрос состоит только в одном – как объединяться. Президент В.Путин четко обозначил свою позицию, что необходим четко продуманный юридический механизм, примером которого может быть, например, Европейский союз. Еще более четко он обозначил вопрос о том, что Белоруссия и Россия слишком несопоставимы по масштабам, чтобы иметь равные права. Например, союзный парламент при пропорциональном представительстве будет на 90% российским и никакого права вето у Белоруссии не может быть.
  На наш взгляд, выход здесь только один – полное объединение России и Белоруссии в единое государство путем вступления белорусских областей в Федерацию с культурной автономией (образование, культура, СМИ) на территории всех этих областей (жесткий вариант по схеме Генерал-губернаторства северо-западного края), либо более мягкий вариант – как это было сделано в отношении Финляндии при существовании Российском империи.

  В этом втором варианте Белоруссия будет своеобразным анклавом со своим парламентом и правительством, но без функций обороны, внешней политики, центрального банка, таможни. В принципе второй вариант может работать, но одновременно будет источником непрерывного раздражения для местных националистов, которые всегда будут требовать больше прав. В этом смысле более жесткий вариант предпочтителен.
  Еще более мягкий вариант типа Европейского союза (без ликвидации функций обороны и внешней политики) также возможен, но ни Россия, ни Белоруссия к нему не готовы и вряд ли это будет работать. Если бы состав Союза расширился и другие страны-члены составляли более 50% России, то это могло работать. Однако это, в свою очередь, потребует присоединения Украины и Казахстана, что вряд ли возможно сегодня.

  Что касается опасений, что в России возрастет инфляция, сильно увеличится нагрузка на федеральный бюджет, будут иметь место прочие экономические ужасы, то все это явное преувеличение. Особых негативных последствий не будет даже в случае полного жесткого объединения, учитывая незначительные масштабы Белоруссии. Другое дело, что мы не знаем какой вариант оценивать. Кроме того, в нормальных экономических условиях Белоруссия в течение 5 лет вполне может обогнать Россию по уровню развития.
  Серьезное значение имеет личностный фактор. А.Лукашенко ведет большую политическую игру, учитывая настроения своих граждан. Но настоящим сторонником воссоединения он, на наш взгляд, не является. Чем больше он тянет и лукавит, тем меньше шансы на объединение.
  Настоящее объединение желательно и экономически (расширение внутреннего рынка и усиление международных позиций), и политически, но его механизм должен быть предельно прозрачен и жесток.