Инфляция в России в январе-феврале 2005 г.

in Вестник РЭО №158, Инфляция

По данным Росстата, прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) в феврале 2005 г. составил 1,2% (2,6% и 1% в предыдущем месяце (ПМ) и аналогичном периоде предыдущего года (АППГ)). Накопительным итогом с начала года потребительские цены увеличились на 3,9%, что на 1,1 процентного пункта (п.п.) превышает рост в АППГ.

Наиболее высокие темпы роста цен продолжали наблюдаться в группе платных услуг населению – прирост на 2,2% в феврале 2005 г. и на 11,2% по отношению к декабрю предыдущего года (1,6% и 5,8% в ПМ и АППГ соответственно). Основной вклад в увеличение цен внесло продолжившееся удорожание услуг ЖКХ – 4% (19,4% в ПМ и 2,8% в АППГ). С начала года услуги ЖКХ подорожали почти в два раза больше, чем в январе-феврале 2004 г. – 24,1% против 12,7%. Другими группами услуг, цены на которые продолжают активно увеличиваться остаются медицинские услуги, пассажирский транспорт и дошкольное воспитание – прирост на 2%, 0,8% и 4,5% в феврале 2005 г. С начала года они подорожали, соответственно, на 4,3%, 5,2% и 14,4%. Говоря о динамике тарифов на платные услуги населению необходимо отметить, что по всем без исключения группам услуг по итогам первых двух месяцев 2005 г. темпы роста опережают прирост за АППГ.

Цены на продовольственные товары в феврале увеличились на 1,4% (1,1% в феврале 2004 г.). Накопительным итогом с начала года прирост сравнялся с увеличением в АППГ и составил 2,8%. Однако структура роста изменилась. Гораздо больший вклад в прирост цен в данной группе в 2005 г. стал оказывать рост цен на плодоовощную продукцию, которая подорожала на 11,5% в январе-феврале 2005 г. (7,1% в АППГ). Данное утверждение является верным и для цен на мясо-птицу и рыбу-морепродукты, прирост которых с начала 2005 г. составил 4,4% и 3,9% соответственно. В январе-феврале 2004 г. рост цен на данные продукты питания еще не был активным – 1,7% и 0,9% соответственно. Одновременно умеренный прирост цен на ряд продовольственных товаров оказывал позитивное воздействие в сторону замедления роста потребительских цен в данной группе. Это касается, прежде всего, цен на хлеб и хлебобулочные изделия, которые подорожали в рассматриваемом периоде т.г. всего на 0,9% (замедление на 6,7 п.п. по сравнению с АППГ), а также макаронных изделий – прирост на 1,1% (замедление на 3,4 п.п.), крупы и бобовых – снижение на 0,7% (замедление на 2,4 п.п.), сахара-песка – снижение на 0,2% (замедление на 2,9%).

Единственной группой товаров, прирост цен на которые по итогам первых двух месяцев 2005 г. оказался ниже увеличения в АППГ, стали непродовольственные товары – 0,7% против 0,9%. Основное влияние на столь позитивную динамику оказало снижение цен на бензин – на 1,9% с начала года (рост на 0,6% в АППГ), а также незначительное удорожание медикаментов – 0,3% против 1,4%. Влияние цен на другие непродовольственные товары было менее существенным.

Ниже на рисунке представлена динамика ИПЦ и отдельных его компонентов в годовом исчислении.

Из рисунка видно, что после того как в течение шести месяцев 2004 г. годовой уровень ИПЦ сохранялся на отметке чуть выше 10%, с августа началось ускорение роста цен. При этом анализ структуры роста свидетельствует о том, что рост был вызван, прежде всего, удорожанием продовольственных товаров, поскольку темпы роста цен на платные услуги и непродовольственные товары не имели сколь-нибудь значительной тенденции к увеличению. Вместе с тем, в начале 2005 г. цены на продовольствие начинают оказывать нейтральное влияние на рост цен, а непродовольственные товары продолжают способствовать снижению его уровня. В таких условиях ускорение инфляции происходило за счет резкого скачка цен на платные услуги (ЖКХ, пассажирский транспорт, дошкольное воспитание и некоторые другие).

Прирост базовой инфляции в феврале 2005 г. составил 0,7% (0,9% в ПМ и 0,8% в феврале 2004 г.). С начала года базовый индекс увеличился на 1,6% (1,7% в АППГ).

Вывод: Итоги февраля достаточно противоречивы. С одной стороны, продолжился активный рост тарифов на платные услуги в целом, и на ЖКХ в частности. Мы считаем, что в условиях 2005 г. именно эта часть ИПЦ будет оказывать решающее воздействие на итоговый рост потребительских цен. Безусловно, требования повышения тарифов на услуги ЖКХ в условиях нереформированности данной отрасли являются обоснованными, однако необходим четкий контроль со стороны федеральных властей за обоснованностью масштабов такого повышения. Так или иначе, тарифы придется когда-нибудь повышать, однако делать это нужно плавно и осторожно.

Небольшим позитивным сигналом в феврале 2005 г. стало изменение структуры роста цен на продовольственные товары, который во многом обеспечивается за счет удорожания плодоовощной продукции, роста же цен на хлеб и хлебобулочные изделия практически не наблюдается. Напомним, что активный рост цен на плодоовощную продукцию в начале года значительно повышает вероятность дефляции в августе-сентябре, что является крайне желательным с учетом сложившихся уровней ИПЦ.

Несмотря на укрепление рубля и замедление роста денежных агрегатов, снижение темпов роста базовой инфляции не является активным, однако оно происходит, что в целом, конечно, неплохо.

Мы оставляем без изменения наш прогноз относительно прироста ИПЦ по итогам 2005 г. на уровне около 12%.