Государственный внутренний долг РФ в янв-октябре 2004 г.

in Вестник РЭО №145, Госдолг

Объем государственного внутреннего долга России, представленного ценными бумагами, по состоянию на 1 ноября 2004 г. составил 729,4 млрд. руб., увеличившись, таким образом, с начала года на 65,9 млрд. руб. или на 9,9%. Прирост за октябрь составил 6 млрд. руб. (менее 1%). При этом в прошедшем месяце полностью была погашена задолженность по ОГНЗ (11,5 млрд. руб.), что было компенсировано привлечением средств с помощью ОФЗ-АД в объеме 11,8 млрд. руб. Кроме того, в октябре т.г. на 5,7 млрд. руб. увеличилась внутренняя задолженность в виде в виде ОФЗ-ФК. Более подробно структура государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января и 1 ноября т.г. представлена на рисунках ниже.

Как видно из рисунков, удельный вес ОФЗ-АД за 10 месяцев т.г. возрос почти на 10 процентных пунктов. При этом из состава государственного внутреннего долга исчезли обязательства по облигациям государственного нерыночного займа, доля ГКО практически равна нулю. На 6 процентных пунктов снизился удельный вес ОФЗ-ФК, на 0,6% – ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК.

  Согласно утвержденному графику погашения внутреннего долга, в ноябре-декабре предстоит погашение ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФК в объеме 164 млн. руб. и 10 млрд. руб. соответственно. На рисунке ниже представлен предварительный график погашения внутренних долговых обязательств России на ближайшие 25 лет.

Итак, 2005 г. будет одним из пиковых периодов по объему погашения внутреннего долга (68,1 млрд. руб. или около $2,3 млрд.). Как видно из рисунка, временная структура внутреннего долга, с точки зрения равномерности объемов погашения, вплоть до 2020-х гг. является далеко не оптимальной.
  Согласно программе государственных внутренних заимствований РФ на 2005 г., за счет государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 210,9 млрд. руб. при погашении в размере 85,8 млрд. руб. По основным видам государственных ценных бумаг объем привлечения и погашения в 2005 г. соответственно составит:

·         ГКО – 16,4 и 14,5 млрд. руб.;

·         ОФЗ-ФК – 73,7 и 44 млрд. руб.;

·         ОФЗ-АД – 70,8 и 26,1 млрд. руб.

Объем займов в форме ГСО составит 50 млрд. руб., погашение ОФЗ-ПД - 1,2 млрд. руб. В целом на среднесрочные и долгосрочные заимствования в 2005 г. будет приходиться около 93% запланированного объема заимствований.

  Вывод: Рассматривая динамику внутреннего долга в 2004 г., нужно отметить, что замещение внешних обязательств внутренними, предусмотренное Концепцией управления государственным долгом РФ на среднесрочную перспективу, происходит достаточно умеренными темпами (менее 10% за 10 месяцев).
  Замедление наращивания внутренних обязательств, сопровождающееся снижением доходности госбумаг, началось уже с начала II квартала, что объясняется снижением потребностей в привлечении заемных средств в условиях почти двукратного превышения (в отдельные периоды) уровня цен на нефть базового варианта, заложенного в бюджете (20 долл./бар.).
  С другой стороны, структура внутреннего долга крайне неудовлетворительна и продолжает ухудшаться. Фактически на рынке государственных ценных бумаг присутствует лишь один полноценный инструмент – ОФЗ-АД. Есть еще ГКО, которые используются для финансирования кассовых разрывов при исполнении бюджета. То есть, когда текущих доходов бюджета не хватает для финансирования текущих расходов, Минфин выпускает ГКО. Но поскольку проблем с текущими доходами у бюджета нет из-за высоких цен на нефть, их объем в обращении практически равен нулю. Появление ОФЗ-АД в прошлом году, безусловно, стало позитивным шагом, однако только одного инструмента явно недостаточно.

  Другая проблема – низкая ликвидность рынка государственных внутренних обязательств, большой спрэд между заявками на продажу и на покупку. Для решения данной проблемы, летом текущего года предполагалось введение института первичных дилеров, однако дальше планов дело не пошло. Первичные дилеры – это фактически банки, которые обязаны в любой момент торгов покупать или продавать ценные бумаги по рыночной цене, даже если это для них будет экономически невыгодно и обернется убытками. Участники рынка ждут их появления с нетерпением. Таким образом, подчеркнем, что первым необходимым шагом на пути к развитому ликвидному рынку государственных секьюритизированных обязательств в России должно стать создание системы первичных дилеров.

  Основная угроза – вложение значительной части средств пенсионной системы, а также системы страхования вкладов в госбумаги, которое, безусловно, будет осуществляться, ведь больше средствам деваться некуда. Поясним, реализация пенсионной реформы и создание системы страхования вкладов подразумевает наличие существенного объема временно свободных средств, которые должны находить объекты для инвестирования. В текущих условиях, когда российский фондовый рынок не в состоянии справиться с таким объемом средств, а также, принимая во внимание консервативный характер инвестиций, единственным решением остается выпуск государственных ценных бумаг, то есть увеличение внутреннего долга в условиях отсутствия необходимости в привлеченных ресурсах. Плата за подобную политику может оказаться непосильной для бюджетной системы.
  Очевидно, что перед началом любого заимствования необходимо четко сформулировать его цель исходя из реальных потребностей в привлекаемых ресурсах. В данном случае, создается впечатление, что правительство этим вопросом не задавалось.

  В заключении еще раз хотелось бы отметить, что проводимые на федеральном уровне масштабные заимствования должны увязываться с потребностями бюджета в заемном капитале для инвестирования средств в реальный сектор экономики. Безусловно, существуют теоретические концепции, которые оправдывают осуществление заимствований государством в сумме, превышающей потребности в привлеченных средствах, однако необходимо определить, какую цену готово заплатить правительство за возможность проведения такой политики. Очевидно, что Правительство РФ не должно занимать миллиарды долларов только для того, чтобы было, куда вкладывать пенсионные накопления или средства в рамках страхования вкладов. Ему это не по карману, поскольку займы придется возвращать, да еще с процентами. А если средств для выполнения этих обязательств окажется недостаточно? В таких условиях вероятность нового более серьезного кризиса, чем дефолт 1998 г., очень высока.