Государственный внутренний долг РФ в I квартале 2005 г.

in Вестник РЭО №162, Госдолг

Объем государственного внутреннего долга по состоянию на 1 апреля 2005 г. составил 794,9 млрд. руб., что на 38,1 млрд. руб. или на 5% превышает значение по состоянию на начало т.г. В АППГ внутренний долг федерального правительства увеличился на 41,6 млрд. руб. или на 6%. В годовом выражении (по отношению к 1 апреля 2004 г.) внутренний долг увеличился на 89,8 млрд. руб. или 12,7% (в АППГ прирост составил 30,7 млрд. руб. или 4,6%).

Основную долю в структуре внутреннего долга продолжают занимать ОФЗ-АД (с амортизацией основной суммы) – 556,3 млрд. руб., что на 14,1 млрд. руб. или на 2,6% превышает значение на начало года. По отношению к 1 апреля предыдущего года прирост составил 132,5 млрд. руб. или 31,3% (68,2 млрд. руб. или 19% в АППГ).

Более подробно структура государственного внутреннего долга России представлена на рисунках ниже.

Итак, за прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом снизились до нуля, при этом на 1 процентный пункт (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 5 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 10 п.п.

Ниже на рисунке представлено распределение сумм в погашение обязательств по внутреннему долгу федерального правительства до 2029 г.

Существенных изменений во временной структуре внутреннего долга не происходит, относительно ровная кривая погашения складывается после 2018 г.

Вывод: Незначительное увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходило в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим неплохой ликвидностью.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.

К сожалению, на протяжении I квартала т.г. отсутствовали движения в направлении развития институциональной структуры рынка внутреннего долга. В очередной раз откладывается введение института первичных дилеров и выпуска индикативных выпусков ("benchmarks"). Судя по всему, на фоне высоких мировых цен на нефть, когда нет необходимости в заемных средствах, правительство не собирается развивать рынок госбумаг, хотя именно сейчас существует возможность придать ему цивилизованный вид.