Состояние государственного внутреннего долга РФ на 1 марта 2004 г.

in Вестник РЭО №119, Госдолг

За первые два месяца 2004 г. сумма накопленного государственного внутреннего долга увеличилась на 22 млрд. руб. и составила 685,55 млрд. руб. При этом сумма ГКО выросла до 6,7 млрд. руб. (или в 2,5 раза), а ОФЗ-АД – до 405 млрд. руб. (или на 29,9 млрд. руб.). Сократилась только задолженность, представленная ОФЗ-ФК (на 11,6 млрд. руб.) – до 187,7 млрд. руб. Сумма долга по другим бумагам за рассматриваемый период не изменилась.
  Одновременно по отношению к марту 2003 г. совокупная сумма внутреннего долга Правительства РФ выросла почти на 33 млрд. руб., тогда как сумма обязательств по ГКО сократилась на 14,4 млрд. руб., а по ОФЗ-АД – выросла на 63,31 млрд. руб.
  Кроме того, претерпела определенные изменения и временная структура погашения, представленная на рисунке 1.

Итак, оставшиеся на 2004 г. погашения весьма существенно сократились (на 21,6 млрд. руб.) за январь-февраль, прежде всего за счет сокращения суммы по ОФЗ-ФК. Однако значительное увеличение обязательств, подлежащих погашению в 2007-2012 гг., также имело место. Причиной этому послужило осуществление заимствований, в частности, для финансирования дефицита федерального бюджета, который по представленным агентством “Интерфакс” данным, со ссылкой на Минфин РФ, по итогам двух месяцев составил около 545 млн. руб. Основная часть заимствований производилась с помощью ОФЗ-АД, которые по-прежнему продолжают увеличивать свою долю в портфеле обязательств Правительства РФ. С начала года она увеличилась на 3 процентных пункта и составила 59% от совокупного объема государственного внутреннего долга РФ. Более подробно его структура представлена на рисунке 2.

В целом на 2004 г. запланирован целый ряд достаточно важных мероприятий, таких как введение с середины года на российском рынке государственных ценных бумаг системы первичных дилеров, размещение эталонных выпусков госбумаг (“benchmark”), которые должны служить ориентиром для фондового рынка прежде всего с точки зрения надежности. Эталонные бумаги будут иметь стандартную доходность три, пять, десять лет. С ними, прежде всего, должно быть связано еще одно запланированное нововведение 2004 г. – фьючерсы на госбумаги.

  Вывод: Как и было запланировано Правительством РФ, в 2004 г. происходит наращивание внутреннего государственного долга. В качестве негативных тенденций хотелось бы отметить продолжающееся увеличение доли ОФЗ-АД в структуре обязательств. Дело даже не в самих этих бумагах, которые, безусловно, лучшее за всю историю российского рынка госбумаг изобретение. Однако следует помнить как о диверсификации рисков, так и о необходимости предложения инвесторам разнообразных финансовых инструментов.
  Вместе с тем, ряд мероприятий, планируемый к осуществлению в 2004 г. в случае их должной реализации способен несколько расшевелить рынок, в частности, введение института первичных дилеров, а также установление лимитов на долю одного инвестора. Лимитные ограничения будут отменяться через определенное количество лет, когда появятся новые эталоны. По нашему мнению, эта мера может оказать позитивное воздействие на ситуацию с ликвидностью рынка, но вряд ли способна ограничить влияние гигантских консервативных инвесторов, таких как Сбербанк и ПФР.

  Еще раз хотелось бы отметить, что проводимые на федеральном уровне масштабные заимствования должны увязываться с потребностями бюджета в заемном капитале для инвестирования средств в реальный сектор экономики и осуществлением этих инвестиций. Безусловно, существуют теоретические концепции, которые оправдывают осуществление заимствований государством в сумме, превышающей потребности в привлеченных средствах, однако, необходимо определить какую цену готово заплатить правительство за возможность проведения такой политики. Принимая во внимание все еще относительно шаткое состояние бюджета, можно с полной уверенностью утверждать, что Минфин РФ не готов платить высокую цену, а значит, Правительство РФ не должно занимать миллиарды долларов только для того, чтобы было куда вкладывать пенсионные накопления, ему это не по карману, поскольку займы придется отдавать, да еще с процентами. А если окажется недостаточно средств для выполнения этих обязательств? Это будет даже не дефолт 1998 г.