Государственный внутренний долг в январе-мае 2005 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
Государственный внутренний долг, согласно данным Минфина России, по состоянию на 1 июня 2005 г. достиг 811,495 млрд. руб. Прирост с начала года составил 54,704 млрд. руб. или 7,2%. В АППГ внутренний долг федерального правительства увеличился на 57,873 млрд. руб. или 8,7%. В абсолютном выражении наибольший прирост обязательств сложился в секторе облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 40,9 млрд. руб., таким образом, объем долга, выраженный в данной бумаге увеличился почти в 2 раза и составил на начало июня т.г. 84,2 млрд. руб. При этом, объем ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФК) снизился с начала года на 5,8 млрд. руб. или 3,4% и составил 165,4 млрд. руб. Обязательства в виде наиболее популярной в настоящее время бумаги с амортизацией основной суммы (ОФЗ-АД) возросли на 19,6 млрд. руб. (3,6%) – до 561,9 млрд. руб.
Изменение структуры государственного внутреннего долга с начала т.г. по 1 июня представлена на рисунках ниже.
На рисунках не представлены доли ГКО и ОФЗ-ПК в связи с незначительным объемом задолженности по данным бумагам – 24 млн. руб. и 1 млн. руб. соответственно. Как видно из рисунков, снижение долей ОФЗ-АД и ФК на 2,5 и 2,2 процентных пункта было компенсировано приростом удельного веса ОФЗ ПД на 4,7%.
Рассмотрим временную структуру погашения государственного внутреннего долга России по состоянию на начало июня 2005 г.
Существенных изменений во временной структуре погашения по-прежнему не происходит. Наиболее значительные погашения произойдут до 2013 г. При этом период с 2013 по 2018 гг. характеризуется невысокими объемами выплат основной суммы внутреннего долга РФ, а после 2020 г. формируется относительно ровная структура, не предусматривающая периоды пиковых платежей.
Вывод: Изменение государственного внутреннего долга в рассматриваемом периоде т.г., с одной стороны, свидетельствует о некоторых позитивных изменениях в структуре самого долга, выраженного ценными бумагами (снижение доли задолженности в виде ОФЗ-АД). Однако, с другой стороны, долговая политика России остается мало активной. Увеличение общего объема государственного внутреннего долга оказывается более чем скромным, что, на наш взгляд является существенным недостатком всей текущей бюджетной политики.
Безусловно, в условиях крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры потребность федерального бюджета в заемных ресурсах отсутствует. Тем не менее, это не означает, что не нужно развивать рынок государственных ценных бумаг в России. Кроме того, в стране давно назрела необходимость проведения реформ по важнейшим направлениям, требующим существенных финансовых ресурсов. В такой ситуации именно внутренний рынок государственных ценных бумаг может стать источником их финансирования.
Остается без решения инициатива воссоздания института первичных дилеров на российском рынке. Данный шаг мог бы значительно повысить ликвидность рынка, однако в условиях отсутствия намерений развивать рынок со стороны правительства, ждать скорейшего появления первичных дилеров в России не стоит.