Динамика государственного внутреннего долга за 5 месяцев 2004 г.

in Вестник РЭО №132, Госдолг

Согласно данным Минфина РФ, сумма государственного внутреннего долга за первые 5 месяцев 2004 г. увеличилась на 57,9 млрд. руб. или на 8,7% и составила 721,407 млрд. руб. При этом самое существенное увеличение – 19,6 млрд. руб. наблюдалось в марте т.г., прежде всего за счет роста суммы задолженности, выраженной в облигациях федерального займа с амортизацией долга, а прирост за май составил 11,8 млрд. руб.
  С начала года произошли соответствующие изменения в структуре государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах Правительства РФ, которая представлена на рисунках ниже.

Таким образом, можно отметить некоторое увеличение доли государственных краткосрочных облигаций (с 0,4% до 0,7%), снижение удельных весов облигаций федерального займа с переменным и постоянным купонным доходом на 0,3 и 0,6 п.п. соответственно. Одновременно продолжилось увеличение доли в совокупном объеме накопленных обязательств облигаций федерального займа с амортизацией долга – на 4,1 п.п. Кроме того, следует отметить существенное сокращение удельного веса облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом – с 30% до 26,7%.

  Вывод: В целом изменения в структуре и абсолютной сумме государственного внутреннего долга вполне соответствуют объявленным планам Правительства РФ по увеличению накопленных внутренних обязательств. С одной стороны, учитывая крайне неоптимальное соотношение между внутренним и внешним долгом, а также общепризнанное мнение, что при прочих равных условиях внешним заимствованиям следует предпочитать внутренние, текущая долговая политика кажется вполне адекватной. С другой стороны, не следует забывать, что сбалансированная долговая политика не должна быть самоцелью, государство должно обращаться за заемными ресурсами тогда, когда его собственных средств не хватает для финансирования тех или иных расходов. Как мы уже неоднократно отмечали, проводимая в настоящее время долговая политика, направленная на увеличение государственного внутреннего долга, судя по всему, имеет целью предложение инструментов для инвестирования крупным институциональным инвесторам, таким как, например, пенсионные фонды, которые государство само обязывает вкладывать средства в государственные бумаги. Такая политика явно не соответствует реальным потребностям федерального бюджета в привлечении заемных средств (особенно с учетом имеющего место перевыполнения плана по сбору доходов в 2004 г.) и является негативной для государственных финансов в целом.