Государственный внутренний долг в январе-июле 2005 г.

in Вестник РЭО №175, Госдолг

Согласно данным Минфина России, государственный внутренний долг федерального правительства РФ, по состоянию на 1 августа 2005 г. составил 819,827 млрд. руб. Таким образом, внутренний долг с начала года увеличился 63,037 млрд. руб. или 8,3%. В аналогичном периоде предыдущего года внутренний долг федерального правительства увеличился на 50,949 млрд. руб. или 7,7%. Как в абсолютном, так и в относительном выражении наибольший прирост обязательств сложился в секторе облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 56,642 млрд. руб. или 130,8%, таким образом, объем долга, выраженный данной бумагой составил на начало августа т.г. 99,949 млрд. руб. При этом, объем обязательств в виде ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФК) снизился с начала года на 26,093 млрд. руб. или 15,2% и составил 145,131 млрд. руб. Обязательства в виде наиболее популярной в настоящее время бумаги с амортизацией основной суммы (ОФЗ-АД) возросли на 32,487 млрд. руб. (5,9%) – до 574,722 млрд. руб.

Изменение структуры государственного внутреннего долга с начала т.г. по 1 августа представлена на рисунках ниже.

На рисунках не представлены доли ГКО и ОФЗ-ПК в связи с незначительным объемом задолженности по данным бумагам – 24 млн. руб. и 1 млн. руб. соответственно. Обязательства в виде ОГНЗ продолжали оставаться нулевыми. Как видно из рисунков, снижение долей ОФЗ-АД и ФК на 1,6 и 4,9 процентных пункта было компенсировано приростом удельного веса ОФЗ ПД на 6,5 процентных пункта.

Рассмотрим временную структуру погашения государственного внутреннего долга России по состоянию на начало августа 2005 г.

Существенных изменений во временной структуре погашения по-прежнему не происходит. Наиболее значительные погашения произойдут до 2013 года. При этом период с 2013 по 2018 гг. характеризуется невысокими объемами выплат основной суммы внутреннего долга РФ, то есть в настоящее время с точки зрения выравнивания платежного графика целесообразным является выпуск 8-15 летних государственных облигаций. После 2020 г. формируется относительно ровная структура, не предусматривающая периоды пиковых платежей.

Вывод: Итак, структура долга в январе-июле 2005 г. претерпела некоторые позитивные изменения, то есть произошло снижение доли задолженности в виде ОФЗ-АД при повышении удельного веса ОФЗ-ПД. Однако, с другой стороны, долговая политика России остается мало активной, что как уже отмечалось, мы рассматриваем как существенный недостаток всей текущей бюджетной политики.

Отсутствие необходимости в финансировании бюджетных расходов за счет займов (вследствие небывало благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры) отнюдь не означает, что не нужно развивать рынок государственных ценных бумаг в России. Кроме того, в стране давно назрела необходимость проведения реформ по важнейшим направлениям, требующим существенных финансовых ресурсов. В такой ситуации внутренний рынок государственных ценных бумаг может стать одним из источников их финансирования.

По-прежнему отсутствуют позитивные сдвиги в процессе воссоздания института первичных дилеров на российском рынке. Данный шаг мог бы значительно повысить ликвидность рынка, однако в условиях отсутствия намерений развивать рынок со стороны правительства, ждать скорейшего появления первичных дилеров, как и эмиссии индикативных выпусков государственных ценных бумаг, в России не стоит.