Государственный внутренний долг в январе-августе 2004 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
Объем государственного внутреннего долга федерального правительства по состоянию на 1 сентября 2004 г. составил 703,95 млрд. руб. Таким образом, с начала года внутренняя задолженность возросла на 40,2 млрд. руб. или на 6,1%. При этом за год (с 1 сентября 2003 г.) увеличение составило всего 15,3 млрд. руб. (2,3%).
Основную долю в совокупных внутренних обязательствах Российской Федерации по-прежнему занимают облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Задолженность по ним увеличилась с начала года на 73,9 млрд. руб. (почти на 20%) и составляет 444,311 млрд. руб.
Объем долга, представленный облигациями государственного нерыночного займа (ОГНЗ), ОФЗ с переменным (ПК) и постоянным (ПД) купонным доходом в рассматриваемом периоде т.г. практически не изменился и составил по состоянию на начало сентября 2004 г. 11,5 млрд. руб., 24,1 млрд. руб. и 50,211 млрд. руб. соответственно. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) снизились с 2,7 млрд. руб. до 0,033 млрд. руб. на начало и конец года соответственно.
Задолженность по ОФЗ с фиксированным (ФК) купонным доходом сократилась с начала года на 30,5 млрд. руб. или на 15 %.
Ниже на рисунке представлена помесячная динамика государственного внутреннего долга федерального правительства в ценных бумагах, в разбивке на задолженность представленную ОФЗ-АД и прочими ценными бумагами.
Как видно из рисунка, прирост валовой внутренней задолженности наблюдался на протяжении I квартала 2004 г., после чего объем стабилизировался на уровне чуть более 700 млрд. руб. Доля ОФЗ-АД в совокупной сумме внутреннего долга возросла за 8 месяцев т.г. на 7 процентных пунктов и составила 64% по состоянию на 1 сентября 2004 г.
Вывод: Следует констатировать приостановление роста внутренней государственной задолженности уже к началу II квартала т.г., что в целом весьма позитивно, поскольку необходимость в привлечении заемных средств в условиях почти двукратного превышения (в отдельные периоды) уровня цен на нефть базового варианта, заложенного в бюджете (20 долл./бар.), объективно отсутствует.
Вместе с тем, структура задолженности продолжает ухудшаться. Фактически на рынке государственных ценных бумаг России присутствует только один инструмент, объем задолженности по которому продолжает увеличиваться, что порождает целый комплекс рисков.
Ликвидность рынка по-прежнему крайне низка. Обнародованные планы введения института первичных дилеров, судя по всему, так и остаются лишь планами. Еще раз подчеркнем, что первым необходимым шагом на пути к развитому ликвидному рынку государственных секьюритизированных обязательств в России должно стать создание системы первичных дилеров.
С точки зрения стратегического развития долговой политики России необходимо прямо указать на ряд потенциальных угроз, вызванных не столько самой политикой управления долгом, сколько принятием ряда необдуманных политико-экономических решений. Прежде всего, речь идет о пенсионной реформе и создании системы страхования вкладов. Поясним, реализация указанных проектов подразумевает наличие существенного объема временно свободных средств, которые должны находить объекты для инвестирования. Очевидно, что в настоящее время российский фондовый рынок не в состоянии справиться с таким объемом средств, единственным решением останется выпуск государственных ценных бумаг, то есть увеличение задолженности в условиях отсутствия необходимости в привлеченных ресурсах. Плата за подобную политику может оказаться непосильной бюджетной системе.