Увеличение государственных внутренних заимствований в 2004 г.

in Вестник РЭО №111, Госдолг

По состоянию на конец декабря 2003 г. Минфин привлек с внутреннего рынка государственного долга 132 млрд. руб., в сравнении с запланированным уровнем 169 млрд. руб. Наименьший объем заимствований пришелся на ГКО – 17,4 млрд. руб., а наибольший – на ОФЗ – 114,5 млрд. руб. Меньший, по сравнению с запланированным уровнем, объем заимствований в 2003 г. в Минфине объясняют исполнением закона о бюджете.
  16 января 2004 г. Правительство РФ утвердило объемы эмиссии государственных ценных бумаг в 2004 г. Плановый объем выпуска ГКО в 2004 г. составляет 41 млрд. руб., ОФЗ планируется разместить на 220 млрд. руб., а ГСО – на 30 млрд. руб. Государственные сберегательные облигации должны стать государственным инструментом для инвестирования накопительной части трудовой пенсии.
  Таким образом, совокупное привлечение составит 291 млрд. руб. Погашение госбумаг планируется в 118 млрд. так что чистые привлечения составят 141 млрд. руб.

  В 2004 г. планируется продолжение изменения структуры государственного долга, которая в настоящее время выглядит следующим образом: 15% внутренние обязательства и 85 внешние. В соответствии с долговой стратегией, данная пропорция должна измениться до 25/75.
  Предполагается, что Минфину будет поручено осуществлять заимствования в рамках верхнего предела, установленного на 1 января 2005 г. в размере 998,1 млрд. руб. Напомним, что с 1 января 2003 г. по 1 января 2004 г. внутренний долг России увеличился на 9 млрд. руб. (или на 1,4%) и составил 663,5 млрд. руб.

  Вывод: Планы Правительства РФ по оптимизации структуры государственного долга в долгосрочной и среднесрочной перспективе, в частности, по увеличению доли внутренних обязательств в принципе верны. Однако при прочих равных условиях в этом вопросе всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если на внешнем рынке заимствования дешевле и условия выгоднее, то нужно занимать извне.
  Стремление насытить фондовый рынок государственными бумагами очевидно и понятно, поскольку в 2004 г. сюда начнет приходить пенсионный капитал, который необходимо обеспечить финансовыми инструментами. Но политика в области государственного долга должна строится не с точки зрения предложения инвесторам необходимых им ценных бумаг, а исходя из необходимости для бюджета дополнительных источников доходов.
  Инвестирование пенсионных средств в государственные бумаги и кредитование правительства может привести к накоплению колоссального объема заемных средств, которые со временем придется возвращать. Так что вопрос находится в плоскости определения направлений использования аккумулированных средств. Если речь идет о финансировании текущих расходов без определенной системы, то вероятность нового более серьезного кризиса, чем в 1998 г., высока. Если же привлеченные средства будут направлены на инвестиции в реальный сектор экономики и использованы по наначению, результатом чего явится экономический рост и увеличение налоговых поступлений, то мы будем жить уже в другой России.

  Перед началом любого заимствования необходимо четко сформулировать цель этого процесса с точки зрения получения реального эффекта от вложения привлекаемых средств. В данном случае, создается впечатление, что правительство этим вопросом не задавалось.