Программа государственных заимствований в 2004-2006 гг.
- Войдите чтобы оставить комментарии
По итогам 2004 г. фактическое привлечение финансовых ресурсов посредством размещения федеральных государственных ценных бумаг составило 176,19 млрд. руб., при этом объем погашения ценных бумаг, номинированных в российских рублях, составил 80,05 млрд. руб. Таким образом, сальдо привлечения-погашения составило 96,14 млрд. руб. Заметим, что согласно Закону о федеральном бюджете на 2004 г. предполагалось чистое привлечение в объеме 140,65 млрд. руб.
Распределение объема фактической эмиссии (она немного отличается от указанной выше и составляет 176,24 млрд. руб.) по отдельным видам внутренних государственных ценных бумаг выглядит следующим образом:
· ГКО – 3,96 млрд. руб.
· ОФЗ-ФК – 34,46 млрд. руб.
· ОФЗ-АД – 137,82 млрд. руб.
Дюрация рыночного долга, под которой понимается, как правило, срок приведенных платежей по облигациям, в течение предыдущего года возросла с 2,7 года до 4,8 года, что соответствует уровню долговых рынков развитых государств.
Говоря о нерыночной части внутреннего долга, следует заметить, что в 2004 г. завершилась реализация государственной программы погашения долговых товарных обязательств перед населением. Расходов на исполнение государственных гарантий РФ в связи с отсутствием требований на их исполнение не осуществлялось, хотя Программа на 2004 г. предусматривала выделение на эти цели 1,8 млрд. руб. Одновременно, было выдано гарантий на сумму 7,5 млрд. руб. (из предусмотренных 57,8 млрд. руб.).
Исполнение программы внешних заимствований характеризовалось получением последних траншей финансового займа МБРР в объеме $40,8 млн. на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов. К тому же, Россия получила $290,9 млн. от различных международных финансовых организаций, в том числе МБРР и ЕБРР, в виде нефинансовых займов (связанных кредитов).
Минфин РФ, как ведомство, отвечающее за подготовку и реализацию программы государственных внутренних заимствований, считает, что в 2006 г. целесообразно увеличить объем привлечения средств на 27-35 млрд. руб. по сравнению с т.г. При этом предполагается развитие как существующего сегмента рынка – ГКО-ОФЗ, так и нового – ГСО.
Таким образом, общий объем внутреннего долга возрастет с 913,22 млрд. руб. на начало 2006 г. до 1093,75 млрд. руб. – на конец, в том числе рыночная часть увеличится до 770,52 млрд. руб.
В рамках программы внешних заимствований на 2006 г. предусматривается использование кредитов и займов международных финансовых организаций в объеме $959,94 млн., правительств иностранных государств – $152,9 млн., предоставление государственных гарантий в целях поддержки экспорта на сумму $1 млрд. Отметим также, что привлечение финансовых (несвязанных) кредитов и займов 2006 г. не предусматривается.
Вывод: В целом исполнение программ государственных заимствований на 2004-2005 гг., а также основные параметры программы на 2006 г. соответствуют основным направлениям долговой политики России. С данной точки зрения, программы заимствований можно назвать безупречными, однако огромное сомнение вызывает само направление, в котором движется российская долговая политика на протяжении последний 2-3 лет.
Мы уже отмечали, что рынок государственного внутреннего долга достаточно ограничен как по объемам, так и с точки зрения инфраструктуры. Развитие в этом направлении действительно необходимо, в первую очередь, введение института первичных дилеров, а также осуществление эмиссии индикативных выпусков ("benchmarks"). В данном направлении, несмотря на объявленные планы, прогресс в течение уже 2 лет отсутствует.
В условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, Правительство РФ потеряло стимулы к развитию рынка государственных ценных бумаг, тогда как именно в данном периоде существуют широкие возможности для построения цивилизованного диверсифицированного внутреннего рынка долга.
В области внешнего долга, безусловно, имеется заметный прогресс. В первую очередь это касается досрочного погашения "дорогих" долгов и использования небольших по объему связанных кредитов международных финансовых организаций на конкретные цели.