Государственный внешний долг РФ в I полугодии 2004 г.

in Вестник РЭО №140, Госдолг

Объем государственного внешнего долга по состоянию на 1 июля 2004 г. составил $192 млрд., увеличившись, таким образом, с начала года на $6,3 млрд. или на 3,4%. Сумма краткосрочных обязательств снизилась до $30,5 млрд. ($36 млрд. на 1 января т.г.), долгосрочные обязательства увеличились до $161,5 млрд. ($149,7 млрд.). По-прежнему около 94% внешнего долга, по методологии Банка России, выражено в иностранной валюте. Ключевой характеристикой внешнего долга в данной классификации является обязательство должника произвести платеж (процентов, основного долга). Кроме того, в сумму внешних обязательств не включаются условные обязательства (гарантии), а также участие в капитале. Таким образом, учитываются обязательства всех секторов экономики перед нерезидентами вне зависимости от вида валюты.

  Около половины внешнего долга России (49% или $93,5 млрд.) по состоянию на 1 июля 2004 г. является обязательствами органов государственного управления, 57% ($53,2 млрд.) которого является долгом бывшего СССР, 42% ($39 млрд.) – новый российский долг и около 1% ($1,4 млрд.) – внешняя задолженность субъектов РФ. Более подробно структура государственного внешнего долга РФ представлена на рисунке ниже.

Таким образом, при сохранении удельного веса обязательств банков и органов денежно-кредитного регулирования в совокупном внешнем долге, в текущем году продолжился рост доли задолженности нефинансовых предприятий. За 6 месяцев т.г. ее прирост составил $10,5 млрд. (19,1%), объем по состоянию на 1 июля составил $65,6 млрд.
  Сумма накопленных внешних обязательств органов государственного управления в рассматриваемом периоде т.г. сократилась на 4,5% ($4,4 млрд.).

  Вывод: Сохраняется тенденция последних нескольких лет: снижение внешних обязательств государственного сектора экономики при увеличении задолженности частного сектора. Отметим, что прирост обязательств банков в 2004 г. был весьма умеренным, прежде всего, по причине банковского кризиса. В определенной мере увеличение внешней задолженности также сдерживалось общим оттоком капитала иностранных инвесторов с развивающихся рынков, имевшим место в апреле-июне 2004 г. Россия не стала исключением в данных процессах, а летний банковский кризис и беспорядок на фондовом рынке послужили дополнительными факторами.

  Рост процентных ставок на мировых рынках в дальнейшем ограничит наращивание внешних обязательств частным сектором российской экономики, а органы государственного управления вряд ли будут испытывать необходимость в привлечении с международных рынков заемных средств по причине благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Таким образом, в перспективе 1-1,5 лет можно ожидать снижения темпов роста внешней задолженности РФ. К концу т.г. ее объем составит не более $200 млрд.