Внешний долг России в I полугодии 2005 г.

in Вестник РЭО №180, Госдолг

Объем внешнего долга России по состоянию на 1 июля 2005 г. составил $230,3 млрд., увеличившись за 1H05 на $15,2 млрд. или на 7,1%. В том числе новый российский долг сократился на $0,9 млрд. или на 2,3% и составил $38,7 млрд. Сокращение было обусловлено снижением объема задолженности перед международными финансовыми организациями – на $0,4 млрд. или 6,5% (за счет долга перед МБРР) – до $5,8 млрд., прочим кредитам (включая стран-членов Парижского клуба) – на $0,7 млрд. или 16,7% – до $3,5 млрд., а также еврооблигациям, размещенным по открытой подписке  и при реструктуризации ГКО – на $0,4 млрд. или 5,5% – до $6,9 млрд. При этом наблюдалось незначительное увеличение задолженности по евробондам, выпущенным при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом и другим ценным бумагам в иностранной валюте.

Долг бывшего СССР уменьшился на $5,1 млрд. или 9,1% – до $51 млрд., прежде всего, за счет сокращения долга перед странами-членами Парижского клуба кредиторов – на $4,9 млрд. (11,3%) – до $38,4 млрд.

Внешняя задолженность органов денежно-кредитного регулирования возросла на $0,8 млрд. (9,8%) – до $9 млрд. Притом, что Россия окончательно рассчиталась по долгам перед МВФ ($3,6 млрд.), общий прирост объема данной задолженности объясняется увеличением прочих обязательств – на $4,3 млрд. (в 2,1 раза) – до $8,2 млрд.

Внешняя задолженность банков (без участия в капитале) увеличилась на $5,4 млрд. (16,6%) и составила $37,9 млрд. Наиболее быстро росли обязательства по кредитам – на 4,8 млрд. (24,2%) – до $24,6 млрд.

Обязательства нефинансовых предприятий (без участия в капитале) возросли на $15,2 млрд. (19,7%) – до $92,2 млрд. Основным источником роста также стали кредиты – на $11,5 млрд. (19,7%).

Структура внешнего долга РФ в классификации Банка России представлена на рисунке ниже.

Как видно из рисунка, в 1H05 сохранялась тенденция к снижению доли непосредственно государственного внешнего долга России, представленного задолженностью органов государственного управления – на 5,7 процентных пункта (п.п.), в то время как доли обязательств нефинансовых предприятий и банков увеличились на 4,2 п.п. и 1,4 п.п. соответственно.

Кроме того, в 1H05 произошло довольно заметное повышение доли внешней задолженности, выраженной в национальной валюте – с 8,2% на начало до 9,6% на 1 июля т.г. – до $22 млрд. Наибольшие темпы роста внешней задолженности в национальной валюте были характерны для нефинансовых предприятий – 38,7%, до $13,6 млрд.

Вывод: Итак, в 1H05 продолжилась тенденция к возрастанию внешнего долга экономики России. При этом сохранился характер изменений структуры самого долга, а именно активное сокращение обязательств органов государственного управления при увеличении заимствований частного сектора. По итогам 1H05 объем внешних обязательств нефинансовых предприятий превысил сумму государственного внешнего долга. Сокращение объема обязательств перед Парижским клубом в 1H05 носило плановый характер, досрочное погашение долга было фактически осуществлено в III квартале т.г. и будет отражено в сумме долга по состоянию на 1 октября.

Мы не рассматриваем резкое увеличение внешнего долга частного сектора, как некую угрозу платежеспособности экономики страны, эти процессы, на наш взгляд, отражают некоторое улучшение инвестиционного климата, возникшее в результате присвоения России кредитных рейтингов инвестиционного уровня всеми тремя мировыми рейтинговыми агентствами.

Мы также склонны ожидать существенного увеличения доли частного сектора по сравнению с задолженностью органов государственной власти в результате притока частного капитала в III квартале, который, по предварительным данным Банка России, составил $2,9 млрд.