Государственный внешний долг РФ в I квартале 2004 г.

in Вестник РЭО №134, Госдолг

Согласно опубликованным Банком России данным, совокупная сумма государственного внешнего долга за три месяца с начала т.г. увеличилась на $2,7 млрд. (или на 1,5%) и составила $186,9 млрд. Напомним, что в соответствии с международной методологией, применяемой ЦБ РФ при определении суммы внешней задолженности, в нее включаются обязательства всех секторов экономики перед нерезидентами, вне зависимости от вида валюты в которой они номинированы. Кроме того, ключевой характеристикой долга является обязательство должника произвести платеж (основного долга или процентов), то есть в сумму задолженности не включаются условные обязательства, открытые кредитные линии и гарантии, а также участие в капитале.

  Задолженность органов государственного управления в рассматриваемом периоде сократилась до $95,5 млрд., что на $2,4 млрд. или 2,5% меньше, чем по состоянию на 1 января 2004 г. В структуре данной категории обязательств продолжилось увеличение суммы нового российского долга (на 4,4% за I квартал т.г.) до $40,3 млрд., а также сокращение внешних обязательств бывшего СССР (на 7,4%) до $53,8 млрд. По состоянию на 1 апреля 2004 г. доля обязательств органов государственного управления в совокупном объеме задолженности экономики России составляла 51%, что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в начале 2004 г. Более подробно структура государственного внешнего долга по типу должника представлена на следующем ниже рисунке.

Удельный вес нефинансовых предприятий в совокупном внешнем долге РФ составляет 31%. В I квартале т.г. объем данной категории задолженности увеличился на $4,3 млрд. или на 8%, достигнув уровня в $57,9 млрд. При этом объем задолженности, представленной долговыми ценными бумагами, вырос на 35% и составил $5,4 млрд., а наибольший в абсолютной сумме прирост наблюдался в категории прочая задолженность – $3,5 млрд.

  Кроме того, небольшое увеличение внешнего долга наблюдалось в обязательствах органов денежно-кредитного регулирования (на $0,6 млрд.) до $8,4 млрд. Внешняя задолженность банков (без участия в капитале) увеличилась за первые три месяца т.г. на $0,2 млрд. и составила $25,1 млрд.

  Вывод: Отметим, что происходящие изменения структуры государственного внешнего долга, рассчитываемого в соответствии с методологией, применяемой Банком России, в целом соответствуют принятой стратегии управления государственным долгом РФ. Происходит планомерное сокращение внешнего долга органов государственного управления, при этом продолжают увеличиваться обязательства нефинансовых предприятий. Было бы неверным считать, что федеральный бюджет в случае объявления дефолта по коммерческим долгам частного сектора будет вынужден нести соответствующие расходы по компенсации потерь кредиторов. Увеличение объема данной категории задолженности говорит о том, что, вследствие происходящих изменений на международных рынках, заемные ресурсы становятся более доступными для российских хозяйствующих субъектов. Это, безусловно, положительно. Менее адекватной современной ситуации является экономика, в которой частные внешние долги в несколько раз меньше суммы внешних обязательств федеральных органов государственной власти.