Внешний долг России в 2003 г.

in Вестник РЭО №122, Госдолг

По состоянию на 1 января 2004 г. совокупная величина государственного внешнего долга РФ, рассчитанная по методологии Банка России, составила $182 млрд., увеличившись, таким образом, с 1 января 2003 г. на $28,8 млрд. или на 18,8%.
  Методология расчета внешнего долга Банка России имеет ряд особенностей. Прежде всего, внешний долг определяется как невыплаченная сумма текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует  выплаты процентов и/или основного долга в будущем. В данном случае не учитываются суммы участия в капитале, а также гарантии и прочие условные обязательства, так как долгом признается обязательство произвести платеж.

  В структуре внешнего долга выделяются 4 основных составляющих. Первой является долг органов государственной власти. В данном случае рассматривается только задолженность федеральных органов государственной власти, поскольку доля внешнего долга органов власти субъектов в общей сумме долга незначительна (менее 1%). Долг органов государственной власти разделяется на

·    Новый российский долг. Его сумма за 2003 г. сократилась на 2,9% и составила в начале 2004 г. $39,8 млрд. Основными статьями задолженности в данной группе остаются ценные бумаги (67%, в основном еврооблигации), а также кредиты МБРР (около 16%).

·     Долг бывшего СССР. В отличие от нового российского долга, объем дан- ной категории задолженности в 2003 г. продолжал увеличиваться (до $57,9 млрд. или на 3,9%), прежде всего за счет своей основной составляющей – обязательств перед Парижским клубом кредиторов, сумма которых увеличилась за рассматриваемый период почти на 9% и составила на начало 2004 г. $42,7 млрд.

Вторая составляющая российского внешнего долга это обязательства органов денежно-кредитного регулирования, сумма которых за прошедший год увеличилась на 4% (или $300 млн.) и составила $7,8 млрд. Данная категория задолженности охватывает, прежде всего, задолженность Минфина по кредитам МВФ, которая уменьшилась за рассматриваемый период на 21,5% до 5,1 млрд. Обоснованием для включения кредитов МВФ в долг органов денежно-кредитного регулирования, а не в часть нового российского долга, является их направление на поддержание международных резервов. Кроме кредитов МВФ в данную категорию задолженности включается долг Банка России в виде кредитов, наличных рублей, хранящихся у нерезидентов и их депозитов. Величина долга ЦБ РФ за 2003 г. выросла с $1 млрд. до $2,8 млрд.
  Накопленные обязательства банков, как третья составляющая внешнего долга РФ, увеличивались в 2003 г. самыми высокими темпами – +74,6% с начала года. По состоянию на 1 января 2004 г. сумма банковского внешнего долга составила $24,8 млрд. Причем 52% из них это кредиты, а 39% – текущие счета и депозиты. Заметим, что в начале 2003 г. доля первых составляла 37%, а вторых – 42%. Кроме того, следует отметить снижение суммы задолженности в виде долговых ценных бумаг банков с $1,8 млрд. до $1,2 млрд.

  Наряду с банками в 2003 г. увеличивался объем заимствований нефинансовых предприятий. Так с начала 2003 г. он вырос на 48,8% и составил по состоянию на 1 января 2004 г. $50,3 млрд. Это произошло, прежде всего, за счет увеличения суммы по статье “прочие кредиты нефинансовым организациям”, которые представляют собой кредиты, полученные от нерезидентов в иностранной валюте (кроме кредитов, полученных от прямых инвесторов) на срок более 180 дней, а также кредиты, полученные от нерезидентов в российских рублях на срок до 180 дней. Сумма данной категории задолженности за год выросла на 63% и составила на начало 2004 г. $40,5 млрд. Кроме того, увеличилась сумма кредитов прямых инвесторов российским нефинансовым предприятиям с $6 млрд. до $7,7 млрд., а сумма обязательств по долговым ценным бумагам снизилась более чем на 50% (с $1,6 млрд. в начале 2003 г. до $0,7 млрд. в начале 2004 г.).

  Таким образом, структура российского внешнего долга за прошедший 2003 г. претерпела весьма заметные изменения, которые представлены на нижеследующем рисунке.

Наибольшую долю в совокупном внешнем долге России по состоянию на 1 января 2004 г., несмотря на ее снижение в 2003 г., продолжает занимать долг бывшего СССР – 31,8%, причем доля в общей сумме сократилась на 4,6 процентных пункта. Существенно увеличился удельный вес задолженности нефинансовых предприятий – с 22,1% в начале 2003 г. до 27,6% в начале 2004 г. Доля нового российского долга сократилась с 27,5% до 22,5%, а доля банковского долга в общей сумме выросла с 9,3% до 13,6%. Продолжающиеся выплаты по кредитам МВФ привели к сокращению доли долга органов денежно-кредитного регулирования на 0,6 процентных пункта, до 4,3%.

  Вывод: В целом динамика внешнего долга России в 2003 г. складывалась в направлении увеличения задолженности частного сектора, в частности, величина внешних обязательств нефинансовых предприятий превысила сумму нового российского долга. Такая ситуация может считаться вполне нормальной. Она отражает отсутствие необходимости во внешних заемных ресурсах у федерального правительства, а также повышение интереса у частного сектора к иностранным средствам. С другой стороны, по меньшей мере, странно выглядит ситуация, когда долг страны, которой больше не существует, продолжает увеличиваться, как это происходит с долгом бывшего СССР. В этом отношении досрочное погашение долга странам-членам Парижского клуба могло бы сократить издержки обслуживания. Однако вряд ли иностранные кредиторы, согласившиеся на реструктуризацию внешнего долга России в 1990-х годах, прежде всего, на условиях выплаты более высоких процентов, захотят отказаться от их получения в настоящий момент.

  Таким образом, в 2003 г. структура внешнего долга России несколько оптимизировалась, однако все еще остаются структурные проблемы, которые при соблюдении платежного графика правительством, а также построении надлежащей системы мониторинга за частными заемщиками, вполне могут сократиться до минимума.