О перспективном финансовом плане России на 2006-2008 гг.

in Вестник РЭО №163, Бюджет

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 21 апреля 2005 г., были рассмотрены основные показатели перспективного финансового плана РФ на 2006-2008 гг. (План). План построен в двух вариантах: ожидаемом (цена на нефть "Urals" – 34 $/бар.) и базовом (28 $/бар.), при этом в каждом из вариантов рассматривались оценки расходов бюджетов в действующем и предполагаемом к введению налоговом законодательстве. Изменения коснутся таких важнейших налогов, таких как налог на прибыль (амортизация, НИОКР и пр.), НДС (общий порядок к вычету сумм при осуществлении капитальных вложений, отмена нулевой ставки по транспортным услугам по доставке импортируемых товаров и пр.), а также акцизов на отдельные товары и НДПИ.

Ниже на рисунке представлены прогнозные значения объема доходов бюджетной системы в 2006-2008 гг.

В области влияния изменения макроэкономической ситуации на доходную часть бюджетной системы России в 2006-2008 гг. указывается, что в случае снижения цены на российскую нефть до уровня 28 $/бар. в рассматриваемом периоде, сокращение уровня доходов относительно ожидаемого варианта составит от 499,9 млрд. руб. в 2006 г. до 685,9 млрд. руб. в 2008 г. Поступления в Стабфонд окажутся ниже на 301,4 млрд. руб. и на 259,4 млрд. руб. в 2006 и 2008 гг. соответственно.

Объем расходов прогнозируется исходя из параметров доходов бюджетной системы (в условиях изменения налогового законодательства), а также увеличения цены отсечения поступлений в стабфонд с 20 до 27 $/бар. При этом непроцентные расходы федерального бюджета в 2006-2008 гг. проектируются под влиянием принятых решений об индексации зарплаты работникам бюджетной сферы, введения единовременной денежной выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам, увеличения базовой части пенсии и доплаты к пенсии военным пенсионерам, а также с учетом необходимости номинального удвоения к середине 2008 г. зарплаты работникам бюджетной сфере и т.д. Кроме того, в отличие от предыдущих лет, начиная с 2005 г. за счет расходов федерального бюджета планируется осуществлять финансирование дефицита ПФР.

Прогнозируемый объем расходов федерального бюджета на период 2006-2008 гг. представлен на рисунке ниже.

Отмечается, что в случае снижения цены нефти до 28 $/бар., расходы бюджетной системы России окажутся ниже ожидаемого варианта на 198,5 млрд. руб. в 2006 г., 278,5 млрд. руб. в 2007 г. и на 426,3 млрд. руб. в 2008 г.

Образующуюся несбалансированность по источникам финансирования дефицита федерального бюджета планируется покрыть за счет средств стабфонда: 57,3 млрд. руб. в 2006 г., 100,5 млрд. руб. в 2007 г. и 37,8 млрд. руб. в 2008 г.

Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг на внутреннем рынке составит от 169,8 млрд. руб. в 2006 г. до 233,3 млрд. руб. в 2008 г., в целом за 3 года этот объем составит 603,2 млрд. руб. При этом правительство признает, что в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, вероятность осуществления внешних заимствований остается весьма низкой (за исключением связных кредитов).

Вывод: Несмотря на то, что мы позитивно оцениваем идею составления среднесрочного финансового плана (на три года), планируемые преобразования в бюджетной сфере, на наш взгляд, не заслуживают безоговорочного одобрения. Основная критика касается намерений осуществлять наращивание государственных инвестиций в экономику и связанного с этим повышения цены отсечения средств в стабфонд. В современной России экономический рост может иметь широкую основу исключительно при активизации частных инвестиций в экономике, тогда как государственные вложения в лучшем случае приведут к краткосрочным положительным результатам, а в худшем – к оседанию средств в карманах бюрократической прослойки и упущению хороших возможностей. Резкое же ослабление бюджетной политики с 2006 г., безусловно, приведет к повышению макроэкономической нестабильности, прежде всего, в области инфляционных процессов. В качестве адекватного повышения ценны отсечения, по крайней мере на 2005 г. мы рассматриваем уровень 23 $/бар.