О целесообразности создания ФСФР

in Вестник РЭО №121, Экономика

В настоящее время происходит формирование новой Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) вместо ликвидированной ФКЦБ. Главой службы назначен 24 марта т.г. О.Вьюгин, ранее занимавший должность первого заместителя председателя Центробанка.
  Как заявил О.Вьюгин на пресс-конференции 26 марта, надзор за банковской сферой, страховыми и аудиторскими компаниями пока в сферу деятельности ФСФР передан не будет, сообщает “Интерфакс”. “Пока рано говорить о передаче регулирования банковского сектора новой структуре”, – отметил глава службы.
  По его словам, создание ФСФР – это первый шаг к созданию мегарегулятора, заключающийся в попытке организационно выстроить ведомство, необычное с точки зрения новой структуры органов исполнительной власти. “В нем будут сочетаться как правоустанавливающие, так и правоприменительные функции, такая конструкция свойственна мегарегуляторам”, – сказал О.Вьюгин, при этом уточнив, что фактически речь идет о создании министерства с добавлением функций надзора.

  “Мегарегулятор предполагает, что все эти сектора [банковская сфера, страховые и аудиторские компании] будут находиться под его контролем, однако сейчас мы находимся в промежуточном состоянии и пока об этом рано говорить”, – сказал О.Вьюгин.
  Кроме того, О.Вьюгин подчеркнул, что банковский надзор сейчас находится в ведении Центробанка, им занимаются мощные подразделения, где труд сотрудников оплачивается достаточно хорошо. “Это нужно, чтобы создать надежные стимулы для добросовестной работы, чего нельзя сказать о бывшей ФКЦБ”, – также отметил глава федеральной службы. В этой связи, по его словам, в первую очередь предстоит решить ряд достаточно сложных организационных вопросов, а именно, изначально необходимо оценить состояние ликвидируемой ФКЦБ.

  Действительно ЦБ РФ обладает громоздкой структурой даже по мировым меркам. Напомним, что количество отделений ЦБ в России на 1 млн. жителей кратно превышает средний показатель развитых и развивающихся стран, например, в 81 раз (!) чем в Гонконге, Швеции и США, а по сравнению с Англией – более чем в 100 раз (см. статью Реформирование организационной структуры Центробанка РФ необходимо). Россия является безусловным лидером и по количеству отделений ЦБ к банковским учреждениям, предлагающим платежные услуги. Так, в целом по стране 1 отделение ЦБ курирует в среднем всего лишь 1 кредитное учреждение. Помимо всего вышеперечисленного следует напомнить, что Россия занимает второе место в мире и по численности сотрудников Центробанка, и по их количеству, приходящемуся на 100 тыс. населения. Очевидно, что такого нет ни в одной мало майски развитой стране мира. Причем при всей громоздкости структуры ЦБ РФ по уровню развития банковской инфраструктуры Россия значительно уступает всем этим странам.

  Вывод: Мы позитивно оцениваем идею создания мегарегулятора в России, реализация которой, безусловно, будет способствовать цивилизованному развитию финансового сектора экономики.
  В условиях текущих процессов реформирования правительства был уникальный шанс для создания мегарегулятора в сфере финансовых рынков уже сейчас. Однако, судя по прозвучавшим заявлениям, он не был использован. По сути, создается половинчатая структура, реорганизация которой в будущем в мегарегулятор потребует дополнительных издержек.

  Как мы неоднократно писали, структура Центробанка России совершенно неэффективна и, очевидно, требует реорганизации. В области надзора для повышения эффективности необходимо создание единого органа финансового надзора на основе всех существующих надзорных органов в финансовой сфере, а именно, надзорных подразделений ЦБ, ФКЦБ, Минфина и Инспекции по пенсионным фондам (ранее при Минтруда), и сосредоточение аппарата Банка России на основной задаче – денежно-кредитной политике. После такого шага отпадет даже формальная необходимость в содержании огромной территориальной структуры и появится возможность кардинального сокращения штата, что существенно скажется на повышении эффективности всей системы Центробанка.
  Таким образом, целесообразность создания ФСФР в нынешнем виде вызывает большие сомнения.