Поправки к закону о рынке ценных бумаг и инициатива ФСФР

in Вестник РЭО №155, Законы

18 февраля т.г. Госдума приняла во втором и третьем чтениях несколько поправок в закон "О рынке ценных бумаг", сообщает "Интерфакс-АФИ". В частности, исключающие императивные нормы о финансовых консультантах и отменяющие обязательность регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) списка ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже.

Касаясь первой принятой поправки, предусматривается, что проспект ценных бумаг может быть по усмотрению эмитента подписан финансовым консультантом, подтверждающим тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором или оценщиком.

Говоря о второй поправке к закону, организатор торговли на рынке ценных бумаг должен уведомить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в установленном им порядке о включении (исключении) ценных бумаг в список (из списка) ценных бумаг, допущенных к торгам, не позднее следующего дня с даты принятия соответствующего решения.

Кроме того, 17 февраля ФСФР направила на регистрацию в Министерство юстиции новое положение о специалистах на рынке ценных бумаг. Документ изменяет систему аттестации, согласно которой обучение и прием экзаменов будет проводиться не в ФСФР, а в любой организации, работающей по программе ФСФР.

Саморегулируемым организациям будет предоставлена возможность выработки правил аттестации и проведения экзаменов по аттестации, но с участием представителей ФСФР. Планируется выдавать бессрочные аттестации.

В соответствии с новыми требованиями, аттестации подлежат единоличный исполнительный орган организации, его заместители, имеющие право подписи, а также контролер и специалисты, работающие с клиентами (брокеры и дилеры). Таким образом, ФСФР сократило круг аттестуемых лиц.

Вывод: На наш взгляд, принятые законодательные поправки следует в целом оценить позитивно. Очевидно, что нынешний порядок деятельности финконсультантов неэффективен, и в рамках существовавшей практики их услуги в большинстве случаев никак не влияли на качество процесса подготовки сделок, а лишь выливались в дополнительные издержки эмитента. Теперь же квалифицированные андеррайтеры смогут предоставлять полный комплект услуг, включая услуги финконсультантов, что, соответственно, удешевит процесс эмиссии.

Положительно можно отнестись и к отмене обязательности регистрации списка ценных бумаг, допущенных к торгам. Данная мера позволит сократить время между первичным размещением и вторичным обращением ценных бумаг, что, в частности, может привести к снижению доходности облигаций при первичном размещении. Последнее позитивно, так как любое затягивание процесса регистрации списка приводит к появлению дополнительной премии по облигации, что при допуске размещенной бумаги к вторичным торгам может оказывать некоторое давление на цены котирующихся облигаций и в целом искажает восприятие выпускаемой бумаги рынком.

Изменение порядка аттестации также может привести к позитивным результатам. Появится возможность улучшения методической базы, снижения бюрократических препятствий, в целом повышения качества процесса подготовки специалистов.

В то же время, принятые меры все же сложно отнести к мерам, которые кардинально повлияют на улучшение инфраструктуры и механизмов функционирования российского фондового рынка. По-прежнему нельзя говорить о реальном продвижении в нейтрализации таких негативных факторов на рынке, как манипулирование, недооцененность ценных бумаг большинства компаний, высокий уровень волатильности. Остается нерешенным вопрос создания центрального депозитария, что тормозит процесс формирования единой клиринговой системы. Решение именно этих вопросов необходимо для реального развития фондового рынка страны, однако серьезных сдвигов по этим направлениям, к сожалению, пока не наблюдается.