Газовый сектор России в 2003 г. и перспективы развития
- Войдите чтобы оставить комментарии
В течение 2003 г. фактически была выполнена задача стабилизации добычи на уровне 530 млрд. куб. м и компания поставила цель выхода на новые рубежи. В июне 2003 г. правление “Газпрома” приняло решение при составлении планов развития компании увеличить уровни добычи газа к 2020 г. с 530 до 580-590 млрд. куб. м. газа и до 610-630 к 2030 г. В соответствии с этими ориентирами к I кварталу 2004 г. должна быть проведена корректировка программы расширенного воспроизводства газа, нефти и газового конденсата “Газпрома” на период 2005-2010 гг. и до 2020 г.
В 2004 г. добыча природного газа предприятиями “Газпром” составит 542 млрд. куб. м, что на 10,3 млрд. куб. м превышает план 2003 г. Доля независимых производителей газа незначительна и в 2003 г. практически не изменилась по сравнению с 2002 г., составив порядка 11,6% (в 2002 г. – 11,4%) от объема добываемого газа в России. Экспорт газа в страны дальнего зарубежья в 2004 г. составит 140 млрд. куб. м, что на 6 млрд. куб. м больше запланированного объема на 2003 г.
В соответствии же с “Энергетической стратегией РФ на период до 2020 г.” доля газа в структуре энергопотребления первичных энергоресурсов должна снизиться с 50% в 2002 г. до 45-46% в 2020 г.
Напомним, что в феврале 2003 г. был введен в эксплуатацию и начал функционировать магистральный газопровод “Голубой поток”. В 2003 г. по плану транспортировки в Турцию объем газовых поставок составлял 1,1 млрд. куб. м газа, в 2004 г. – 4 млрд. куб. м газа.
16 января 2004 г. Правительство РФ выпустило распоряжение №64-р, которым одобрило предложение Минэнерго РФ и ОАО “Газпром” о проектировании СЕГ. Таким образом, проект может быть принят за основу при разработке детального технико-экономического обоснования, которое начнется в ближайшее время. Все подготовительные работы планируется завершить и принять инвестиционное решение по Северо-Европейскому газопроводу в IV квартале 2004 г.
25 февраля т.г. совет директоров “Газпром” одобрил утвержденную ранее правлением компании Стратегию долгосрочных заимствований компании на период до 2013 г. Цель Стратегии – обеспечить на период до 2013 г. стабильное финансирование производственной деятельности “Газпрома” и его дочерних предприятий, снижение затрат на обслуживание кредитного портфеля, минимизацию суммарной задолженности компании. В Стратегии отмечено, что проведенная “Газпромом” в 2003 и 2004 гг. работа по оптимизации структуры заемных средств позволяет в основном завершить реструктуризацию долгового портфеля, окончательно отказаться от эмиссии векселей в качестве инструмента заимствований и минимизировать до необходимого уровня (менее 25%) долю краткосрочных заимствований. Документом предусматривается, что при благоприятной динамике цен на газ, курсов основных валют и рыночной конъюнктуре объемы заимствований могут снизиться до $2-4 млрд. в год. При этом суммарные расходы по обслуживанию долгового портфеля прогнозируются в сумме, не превышающей соответствующие расходы, планируемые в 2004 г. (166,2 млрд. руб.).
15 апреля т.г. правление компании признало целесообразным привлечение в 2004 и 2005 гг. размещение двух выпусков облигаций объемом 5 млрд. руб. каждый, со сроком обращения 3 года и 4 года. Выпуск данных облигаций планируется в дополнение к ранее одобренному выпуску облигаций объемом 5 млрд. руб. со сроком обращения 5 лет.
Напомним, что первый облигационный рублевый заем серии А1 в объеме 3 млрд. руб. был размещен Газпромом в июле 1999 г. и погашен в апреле 2003 г. Второй заем серии А2, в объеме 5 млрд. руб., состоялся в ноябре 2002 г., а 3 февраля 2004 г. компания разместила на российском рынке облигации серии А3 на сумму 10 млрд. руб. со сроком обращения 3 года.
26 сентября 2003 г. на заседании правительства не состоялось запланированное обсуждение вопроса о структурных преобразованиях в сфере добычи и транспортировки природного газа.
Вывод: К сожалению, реальных сдвигов в вопросе реформирования газового рынка России к настоящему времени не наблюдается: либерализация рынка акций “Газпрома” пока так и не проведена, равно как и в области создания свободного сектора рынка газа в России. Однако, как ожидается, о либерализации рынка акций “Газпрома” будет объявлено до конца июня т.г.
Негативно можно оценить ситуацию и в вопросе доступа независимых производителей к газотранспортной системе “Газпрома”. Очевидно, что без развития независимых производителей невозможна конкуренция в отрасли, либерализация тарифов и формирование обоснованных цен на газ, проведение реконструкции и расширения газопроводной системы.
В целом, говоря о либерализации российского газового рынка, необходимо отметить следующее:
1) Очевидно, что предложения увеличить долю государству в “Газпроме” до 51% являются предлогом для ничегонеделания и не отвечают принципу эффективного управления компанией. Такого быть не должно, так как государство – крупнейший акционер и де-факто и так контролирует компанию.
2) Попытка затянуть процесс либерализации во времени только негативно сказывается на ситуации в отрасли.
3) Очевидно, что логичнее было бы хотя бы увеличить квоту для нерезидентов (20%-ный лимит исчерпан), а еще лучше – вообще отменить всяческие ограничения. Только в этом случае настоящая либерализация обеспечит максимальный эффект.
Правительство не принимает предложения “Газпрома” по либерализации оптового рынка газа и не дает разрешение на ежегодную продажу “Газпромом” хотя бы определенного процента газа на оптовом рынке. Непонятно почему, но данный вопрос снимается с обсуждения всякий раз при появлении.
Следует отметить, что радикальное реформирование “Газпрома” может быть вредно и достаточно опасно. В первую очередь необходимо определить ценовую политику государства, а не реструктурировать “Газпром”. Правительству и менеджменту пора понять, что наращивание добычи газа при уровне внутренних тарифов ниже издержек производства – неприемлемая политика. Если нефтяные компании еще могут выжить на внутреннем рынке благодаря свободным ценам на свою продукцию, то газовый сектор – нет.
Растранжиривание энергетических ресурсов, нерациональное стимулирование потребления газа угрожает стабильности самого “Газпрома” и доходов бюджета. Цены на газ должны дойти до уровня, когда производство и продажа газа внутри страны будут выгодными. До тех пор (при существующих ценах) не следует ориентироваться на радикальное увеличение добычи.
Нужна рациональная газовая стратегия России, в которой есть место и “Газпрому”, и независимым производителям, которая предполагает выделение газопроводов в отдельную компанию и повышение внутренних цен на газ до уровня, обеспечивающего нормальную коммерческую добычу. В этом смысле логично сосредоточиться на более прибыльном бизнесе (экспорте), отдавая убыточные внутренние операции независимым производителям. Государство же должно участвовать в деятельности “Газпрома” в рамках имеющейся (достаточной) акционерной доли, являясь равноправным субъектом корпоративных отношений.