О Генеральных условиях эмиссии и обращения ГСО

in Вестник РЭО №130, Госдолг

2 июня 2004 г. премьер-министр М.Фрадков подписал постановление правительства о внесении изменений в Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций (ГСО), сообщает “Интерфакс”. Напомним, что Генеральные условия, о которых идет речь, были утверждены еще в 2001 г.
  Согласно положениям предыдущей редакции, ГСО должны были стать специальным инструментом для инвестирования средств пенсионными фондами и страховыми компаниями. При этом предполагалось, что их купонный доход будет индексироваться с учетом инфляции.
  Новые условия в круг потенциальных владельцев облигаций включают следующих юридических – лиц-резидентов РФ:

·        страховые организации;

·         негосударственные пенсионные фонды;

·         акционерные инвестиционные фонды;

·         Пенсионный фонд РФ и иные государственные внебюджетные фонды РФ;

·         управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и ПФР.

Кроме того, предполагается, что доходность ГСО будет привязана к рынку облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Однако в самих Генеральных условиях об этом ничего не сказано, лишь указывается, что владельцы облигаций и управляющие компании имеют право на получение при погашении облигаций их номинальной стоимости, а также доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости. Отметим, что конкретизация вида купонного дохода обычно происходит на этапе разработки и утверждения условий эмиссии и обращения, а не в Генеральных условиях.

  Одной из наиболее важных характеристик этих бумаг является недопущение их залога, а также обращения на вторичном рынке. К тому же, функции агента по размещению, выкупу, обмену, погашению и выплате доходов в виде процентов по данным облигациям может выполнять любая кредитная организация, подписавшая соответствующее соглашение с Минфином РФ. Отметим, что, например, в Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов (ОФЗ) напрямую сказано, что генеральным агентом по обслуживанию выпусков является Центральный банк РФ.

  Вывод: Подписание Генеральных условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций является позитивным шагом для российского рынка государственных ценных бумаг. Появление нового инструмента должно позитивно отразиться на показателях ликвидности и объема активно торгуемых инструментов.
  В принципе, ГСО предназначены для консервативных инвесторов, которые активной торговле предпочитают следование тактике “купить и держать до погашения”. В условиях необходимости повышения ликвидности, действия консервативных инвесторов затрудняют развитие рынка в данном направлении. Поэтому было решено создать для таких инвесторов специальные неторгуемые инструменты, при этом развивать торгуемый сектор государственных обязательств.

  Таким образом, с точки зрения развития рынка государственных ценных бумаг, появление ГСО представляется нам вполне обоснованным. Однако политика активного наращивания обязательств со стороны государства вызывает некоторые опасения. По нашему мнению, увеличение государственного долга должно увязываться с проведением конкретных преобразований, которые в перспективе должны приводить к увеличению ВВП и росту доходов бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы. В настоящее время, к сожалению, увеличение государственного внутреннего долга происходит лишь с целью предложения инвесторам предметов для инвестирования, а также для рефинансирования внешних обязательств.