Пакет законопроектов по жилищной реформе прошел первое чтение

in Вестник РЭО №131, Реформы

10 июня т.г. на заседании Госдумы РФ был одобрен пакет из 27 законопроектов, который по утверждению ряда официальных представителей государства, должен в течение 5 лет обеспечить доступным жильем практически каждого россиянина. Среди основных документов выделяются проекты Жилищного и Градостроительного кодексов, законопроекты “О кредитных историях”, “Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”, поправки в Налоговый кодекс, изменения в федеральные законы “Об ипотечных ценных бумагах”, “Об организации страхового дела в РФ”, “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а также поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ.

  В качестве основного принятого документа правительство рассматривает Жилищный кодекс РФ. Как заявил министр промышленности и энергетики В.Христенко, “над данным документом 10 лет работали разные правительства, разные Думы, и каждый раз не хватало решимости довести до конца этот процесс”.
  Основные изменения коснулись положений, регламентирующих предоставление помещений по договору социального найма. Проектом Кодекса предусматривается, что право на бесплатное предоставление жилья по договору социального найма имеет нуждающийся в улучшении жилищных условий малоимущий гражданин. Кодекс исключает первоочередное предоставление жилых помещений и устанавливает нормы, в соответствии с которыми жилые помещения будут предоставляться в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет в списке на предоставление жилых помещений по договору социального найма. Тем не менее, предусматриваются случаи исключений – стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации.

  Положения проекта Кодекса регламентируют предоставление по договору социального найма жилья военнослужащим, уволенным с военной службы и членам их семей. Кроме того, он определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии принадлежащего ему жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен жилой дом, подробно изложена процедура изъятия жилого помещения.
  По словам В.Христенко, принятие пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья позволит увеличить объемы ипотечного кредитования к 2010 г. по сравнению с нынешними в 30 раз и довести их до 330 млрд. руб. Кроме того, объемы строительства жилья к данному сроку должны быть доведены до 80 млн. кв. м в год. К тому же, в настоящее время возможность приобрести стандартную квартиру имеет всего 9,5% семей, при реализации положений законопроектов, эта цифра может увеличиться до 30%.

  Кроме того, Госдума приняла в первом чтении поправки в Гражданский процессуальный кодекс РФ, предусматривающие снятие запрета на обращение взыскания на жилое помещение, земельные участки, которые являются предметом ипотеки. Данные поправки позволят более сбалансировано защитить имущественные интересы граждан-залогодателей и юридических лиц-залогодержателей, усовершенствовать механизм принудительного исполнения судебных решений и разрешить имеющуюся правовую коллизию, уменьшить возможность злоупотреблений со стороны недобросовестных кредитополучателей.
  Поправки во II часть Налогового кодекса РФ коснулись, прежде всего, предоставления имущественного налогового вычета, который в соответствии с законопроектом, будет предоставляться при продаже приватизированного жилья независимо от сроков приватизации, в сумме, полученной от продажи.

  На переходный период пакет законопроектов предусматривает снижение налоговых ставок до 6% для доходов физических лиц, полученных по ипотечным ценным бумагам. Кроме того, предлагается введение системы, при которой в случае банкротства кредитной организации, осуществляющей эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, ипотечное покрытие не включается в конкурсную массу. Поправки в закон “Об организации страхового дела в РФ” в целях защиты кредитора от убытков, возникающих в связи с неисполнением заемщиком обязательств по кредиту, вводят обязательное страхование ипотечных кредитных рисков (ипотечное страхование). Снижению кредитных рисков должно способствовать также создание кредитных бюро, которое, к тому же, в перспективе должно обеспечить снижение затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков и повысить доступность жилищных кредитов для населения.

  Вывод: Одобренный в первом чтении пакет законопроектов по реализации жилищной реформы можно в целом оценить позитивно. Принятие Жилищного кодекса в качестве основного документа представляется нам вполне обоснованным. Достаточное внимание уделено развитию ипотечного кредитования и секьюритизации рынка недвижимости. С принятием данного пакета законопроектов в общих чертах начинает обрисовываться картина жилищной реформы. На передний план выставляется, прежде всего, доступность жилищных кредитов, обеспечение прав заемщиков и кредиторов.

  Развитие системы ипотечного кредитования в России способно не только решить проблемы обеспеченности граждан жильем, но и дать серьезный толчок развитию фондового рынка и увеличению активов банковского сектора.
  Вместе с тем, имеется ряд ограничений, который способен существенно затруднить реализацию жилищной реформы. Например, низкий платежеспособный спрос основной массы населения, традиционное недоверие действиям Правительства РФ, существенный объем серых доходов граждан.