Доклад МВФ об экономической ситуации в России

in Вестник РЭО №134, Экономика

В рамках ежегодного визита группы экспертов МВФ в Москву для подготовки доклада о состоянии экономики РФ было сделано итоговое заключение, в котором зафиксированы принципиальные взгляды Фонда по ряду вопросов, в частности, в области денежно-кредитной политики, бюджетной политики, финансового сектора и темпов реализации структурного реформирования экономики страны.
  Наиболее негативную оценку со стороны МВФ получили структурные реформы в России, точнее, замедление их темпов. Основной задачей, по мнению иностранных специалистов, в настоящее время в России является повышение темпов реформ при благоприятных внешних условиях, чего, к сожалению, не наблюдается, а скорость реформирования экономики по сравнению с 2000-2001 г. значительно снизилась. Вопрос повышения темпов экономических реформ, согласно позиции МВФ, лежит скорее в политической плоскости, нежели ресурсных возможностей. Несмотря на признание экспертами Фонда соответствия поставленных Правительством РФ задач целям улучшения инвестиционного климата, они указывают на отсутствие конкретных механизмов, графиков и планов реализации реформ в большинстве областей.

  В краткосрочной перспективе, с учетом высокой вероятности сохранения высоких цен на нефть, миссия МВФ дает благоприятный прогноз относительно роста ВВП, однако ряд сложившихся макроэкономических проблем, например, сохраняющейся высокой инфляции и ускорения темпов укрепления рубля, требуют корректировки принятых планов Правительства РФ.
  Основная критика в сфере денежно-кредитной политики коснулась противодействия денежных властей существенному укреплению номинального и реального рубля. По мнению специалистов МВФ, эта политика не позволяет, за счет активного роста денежной массы, снижать уровень потребительских цен, поэтому верно выбранная цель установления инфляции  на уровне 3% в год, при сохранении политики направленной на противодействие укреплению рубля достигнута не будет.

  В области бюджетной политики экспертная группа ожидает ее смягчения в 2005 г., то есть снижение налоговой ставки ЕСН, так называемая монетизация льгот, а также использование средств стабилизационного фонда, аккумулируемых свыше 500 млрд. руб. на финансирование бюджетных расходов. Специалисты Фонда отмечают, что не стоит ожидать немедленного положительного воздействия на динамику ВВП ни снижения ставок ЕСН, ни монетизации льгот, поэтому ждать резкого увеличения роста инвестиций не стоит. Кроме того, группа экспертов выразила свое крайне негативное отношение к использованию средств стабилизационного фонда на финансирование непроцентных расходов. По их мнению, доходы, поступающие от превышения цен на нефть базового уровня в 20 долларов за баррель необходимо в полном объеме направить на сбережение, для того, что бы максимально снизить зависимость бюджетной политики в будущем от циклической динамики цен на нефть. Таким образом, МВФ считает стабилизационный фонд основным фактором обеспечения стабильности темпов роста ВВП в условиях волатильности внешнеэкономической конъюнктуры.

  Вывод: Отметим, что по ряду вопросов заключение МВФ весьма точно характеризует ситуацию в России, например, в отношении замедления темпов структурных реформ на фоне благоприятных внешних факторов. В целом процессы реформирования в России последних лет сводятся к принятию многочисленных концепций, законов, внесения поправок в действующее законодательство. В реальной сфере практически никаких преобразований не происходит. Более подробно описание взгляда Русского экономического общества на российские реформы в РФ представлено в обзорах “Российские реформы в 2002 г.” и “Российские реформы в 2003 г.”.

  В отношении критики со стороны представителей Фонда проводимой денежно-кредитной политики, в частности, борьбы с укреплением рубля, заметим, что такая позиция далеко не бесспорна. Известно, что наряду с позитивными сторонами повышения курса национальной валюты имеется ряд негативных последствий данного процесса для экономики страны. Очевидно, что, выбрав в качестве приоритета только одну цель денежно-кредитной политики (снижение инфляции до уровня 3% в год) в настоящее время, не будет достигнута другая, не менее важная – стабильность обменного курса национальной валюты. Безусловно, фундаментальные факторы, такие как экономический рост и значительное сальдо торгового баланса требуют повышения обменного курса национальной валюты, однако, это не значит, что денежные власти должны отказываться от вмешательства в процессы курсообразования. Отказаться от борьбы с укреплением рубля означало бы допустить значительные колебания обменных курсов, что в свою очередь негативно отразилось бы на экономическом климате в стране в целом.

  Критику использования средств стабилизационного фонда на финансирование непроцентных расходов можно считать оправданной. Поскольку поступления в стабилизационный фонд достаточно волатильны, их направление на текущие расходы ставит под угрозу стабильность бюджетной политики. Более подходящим направлением расходования данных средств можно считать выплаты внешних обязательств. Вместе с тем, вряд ли можно назвать оптимальным накопление средств, поступающих вследствие благоприятной экономической конъюнктуры до максимально возможных размеров, как советуют представители МВФ.