Денежные доходы и прожиточный минимум в IV квартале 2004 г.

in Вестник РЭО №158, Население, Доходы населения

Размер среднедушевых денежных доходов населения в России по итогам IV квартала составил 7531 руб. в месяц, что на 1315 руб. или на 21,2% превышает их уровень в предыдущем квартале. При этом по отношению к IV кварталу 2003 г. они возросли на 1390 руб. или на 22,6%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в IV квартале составила 7582 руб. (рост по отношению к предыдущему кварталу составил 652 руб. или 9,4%, к АППГ – 1181 руб. или 18,5%). Средний размер назначенных пенсий в рассматриваемом периоде 2004 г. составил 2026 руб., что на 47 руб. (2,4%) превышает уровень предыдущего квартала и на 277 руб. (15,8%) соответствующего квартала 2003 г.

Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2004 г. возросли на 7,8%, в том числе на 5,3% в декабре по отношению к декабрю предыдущего года. Отметим, что в 2003 г. реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 14,9% и 19,1% соответственно.

Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения России представлена на рисунке ниже.

 

После довольно значительного роста реальных располагаемых доходов в 2003 г., несмотря на высокую волатильность в течение года, в 2004 г. темпы роста существенно сократились и сохранялись на протяжении большей части года на уровне немногим более 7%.

Величина прожиточного минимума в IV квартале 2004 г. в целом по РФ, согласно данным Росстата, составила 2451 руб., увеличившись, таким образом, по сравнению с III кварталом на 55 руб. (2,3%). По отношению к IV кварталу 2003 г. прирост составил 308 руб. (14,3%). Для трудоспособного населения прожиточный минимум составил 2690 руб. (рост на 61 руб. или 3,2% к предыдущему кварталу, и на 349 руб. или на 14,9% к IV кварталу 2003 г.). Для пенсионеров рассматриваемый минимум составил 1849 руб. (рост на 33 руб. или 1,8% к III кварталу 2004 г., и на 224 руб. или 13,8% к IV кварталу 2003 г.). Для детей размер прожиточного минимума в IV квартале 2004 г. составил 2394 руб. (увеличение на 58 руб. или на 2,5% к предыдущему кварталу и на 281 руб. или на 13,3% к IV кварталу 2003 г.).

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в IV квартале 2004 г. составила 20,8 млн. человек, снизившись на 5,9 млн. человек (22,1%) по отношению к предыдущему кварталу и на 2,4 млн. человек (10,4%) по отношению к IV кварталу 2003 г.

Ниже на рисунке представлена динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума за последние 2 года.

Как видно из рисунка, в IV квартале 2004 г. сокращение численности населения, чьи доходы не превышают прожиточный минимум, было менее активным, чем в АППГ. Это справедливо как по отношению к абсолютным цифрам, так и к относительным показателям. В целом в течение 2004 г. динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума была более плавной.

Вывод: По состоянию на IV квартал 2004 г. соотношение среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднего размера назначенных пенсий составило 307,3%, 281,9% и 109,6% соответственно. При этом год назад это соотношение равнялось соответственно 289,1%, 273,4% и 107,6%. Подобная динамика свидетельствует о более активном росте номинальных денежных доходов по сравнению с увеличением стоимости прожиточного минимума.

В силу ярко выраженного сезонного сокращения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в IV квартале 2004 г., благодаря значительным декабрьским выплатам, практически каждый пятый гражданин России в рассматриваемом периоде имел доходы, не превышающие прожиточный минимум. В предыдущем квартале таким гражданином являлся каждый четвертый.

Ускорение инфляционных процессов в начале 2005 г. не внушает оптимизма относительно динамики реальных располагаемых доходов как минимум на протяжении I полугодия т.г. В результате уже в этом году российские власти могут столкнуться с прекращением положительной динамики в борьбе с бедностью. Отсутствие четкой программы действий в данном процессе является главным сдерживающим фактором на пути к успешной реализации политики по сокращению численности граждан с доходами ниже прожиточного минимума.