Инфляция в январе 2004 г.

in Вестник РЭО №114, Инфляция

По итогам января 2004 г. значение индекса потребительских цен составило 1,8% по отношению к декабрю 2003 г. Наибольший прирост цен наблюдался в группе продовольственных товаров – 1,5%, что на 0,6 процентных пункта меньше, чем в январе 2003 г. Более умеренными темпами росли цены на платные услуги населению – 0,9%, что на 3,5 процентных пункта меньше по сравнению с январем 2003 г. Непродовольственные товары подорожали в январе 2004 г. меньше всего – на 0,5%, что на 0,5 процентных пункта меньше, чем в январе 2003 г.

  Среди продовольственных товаров больше всего подорожала плодоовощная продукция – на 5,5% (в январе 2003 г. цены на плодоовощную продукцию выросли на 13,1%). Значительно выросли цены на хлеб и хлебобулочные изделия (на 4,5%), особенно в сравнении с ростом цен на хлеб в январе 2003 г. (0,9%). Наименьший прирост цен в группе продовольственных товаров наблюдался в подгруппе “крупа и бобовые” – 0,2%, что в 10 раз меньше темпов роста цен в январе 2003 г., а также в подгруппе “рыба и морепродукты” – 0,6%, что в 6 раз меньше, чем в январе 2003 г. Снижение цен наблюдалось только на подсолнечное масло – на 0,1%.

  В группе непродовольственных товаров наибольшие темпы роста цен сложились на медикаменты – 1% (1,1% в январе 2003 г.) и на трикотажные изделия – 0,9% (1,1%). Меньше всего подорожали табачные изделия – 0,2%, что в 10 раз меньше чем в январе 2003 г., а также обувь – на 0,3% (0,6% в январе 2003 г.) и автомобильный бензин – на 0,5%, что в 10 раз меньше чем в январе 2003 г.
  Среди платных услуг в январе 2004 г. больше остальных подорожали жилищно-коммунальные услуги – на 9,6%, что на 2,4 процентных пункта меньше, чем в январе 2003 г. Кроме того, высокий рост цен наблюдался в сфере услуг организаций культуры – 3,3% (2,8% в январе 2003 г.) и в области услуг дошкольного воспитания – 2,7% (2,5% в январе 2003 г.). Меньше всего подорожали услуги пассажирского транспорта – на 0,8% (3,1% в январе 2003 г.), услуги образования – на 0,7% (0,7% в январе 2003 г.) и бытовые услуги – на 1,3% (2,2% в январе 2003 г.). Цены на услуги связи снизились в январе 2004 г. на 3%.

  Значение базового индекса потребительских цен в январе 2004 г. составило 0,9% к уровню декабря 2003 г., что на 0,3 процентных пункта меньше, чем в январе 2003 г., когда оно составило 1,2%. Следует отметить, что как в январе 2003 г., так и январе 2004 г. значение базовой инфляции в 2 раза меньше значения ИПЦ.

  Вывод: В январе 2004 г. темпы роста ИПЦ на 25% меньше значения данного показателя в 2003 г. В январе 2003 г. темпы роста индекса потребительских цен были на 22% ниже темпов их роста в январе 2002 г. То есть, согласно расчетам Госкомстата, потребительские цены с начала 2004 г. снижаются более активно, чем это происходило в 2003 г.
  По мнению Госкомстата, одним из факторов, повлиявших на снижение инфляции в январе 2004 г., является отмена налога с продаж. На наш взгляд, нельзя считать влияние данного фактора долговременным и не стоит его переоценивать, так как, по большому счету, его отмена мало, что затрагивает, особенно розничные цены.

  В настоящее время продолжается тенденция нарастания монетарного давления на инфляционные процессы, начавшаяся в еще середине 2003 г. Поэтому без проведения адекватной денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с разрастанием денежной массы, ускорение инфляционных процессов будет неизбежным.