Политика стимулирования инновационной деятельности в РФ

in Вестник РЭО №146, Экономика

18 ноября т.г. Правительство РФ в очередной раз вернулось к обсуждению вопросов инновационной политики. С докладом выступил министр образования и науки А.Фурсенко.
  В докладе, прежде всего, было дано само понятие национальной инновационной системы, которая представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг) и осуществляющих свою инновационную деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики. Компонентами национальной инновационной системы являются:

1.   Воспроизводство знаний в форме проведения различного рода исследований со стороны РАН, других академий наук, а также ведущих университетов страны;

2.    Проведение прикладных исследований и технологических разработок;

3.   Промышленное производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции и услуг;

4.    Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы.

Развитие государственной политики в области развития национальной инноваци- онной системы должно идти по нескольким основным направлениям:
  Прежде всего, для введения в хозяйственный оборот результатов интеллекту- альной деятельности необходимо развитие и совершенствование нормативно-правовой базы. В этом отношении приоритеты планируется отдать охране, защите и использованию результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета на основе закрепления прав на эти результаты за организациями-исполнителями. Кроме того, планируется создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления по формированию национальной инновационной системы.

  Проведение экономической политики в отношении участников инновационной деятельности, согласно предложению А.Фурсенко, должна строиться с помощью разработки и реализации мер налоговой, таможенно-тарифной и технической поддержки, нацеленных на стимулирование внедрения в производство новых технологий. Отдельным аспектом является создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие инновационные проекты.

  Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и вывода на рынок инновационной продукции будет строиться путем:

·      координации федеральных, региональных и ведомственных целевых про- грамм в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для целевого финансирования инновационных проектов;

·       комплексного решения задач крупномасштабного инновационного развития регионов и наукоемких отраслей промышленности;

·      совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инно- вационной деятельности, включая отношения государственных научных организаций с промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.

В докладе министра также излагались основные меры по реализации государственной политики в области развития национальной инновационной системы. Среди прочих к ним относится организация мониторинга состояния внутреннего и мирового рынков инновационной продукции, создание целостной системы статистического наблюдения в инновационной сфере, формирование условий для осуществления долгосрочного кредитования и стимулирования инвестиционных проектов высокотехнологичных компаний, а также создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в инновационной сфере.

  По итогам заседания премьер-министр М.Фрадков подчеркнул, что "решение проблемы внедрения инновационных технологий в производство требует учета мнения бизнес-сообщества. Нужно учесть выработанные совместные подходы в части снижения барьеров, мешающих государственно-частному партнерству определить приоритеты инновационной деятельности в высокотехнологичных секторах экономики".

  Вывод: Возвращение правительства к вопросу формирования и реализации политики в области стимулирования инновационной деятельности становится уже привычным делом. Данный факт был отмечен даже главой правительства, заявившим, что данная проблема уже рассматривалась кабинетом министров в январе этого года, однако проделанная работа отнюдь не удовлетворительна и "кардинальных изменений не произошло". Иными словами это означает, что перемен вообще не было. Министерством образования и науки даже не было выполнено решение Правительства РФ в отношении разработки проекта правительственного постановления о порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета.

  Очевидно, что даже после внесения в срок до 1 февраля 2005 г. в правительство доработанных проектов основных направлений политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. и комплекса мер по их реализации, существенных сдвигов в рациональном направлении не произойдет. Продолжится "нормальная" практика бесконечной доработки без приближения слов на бумаге к реальной жизни.
  В связи с этим, мы без энтузиазма смотрим на перспективы государственного участия в стимулировании инноваций в экономике России, несмотря на открыто высказанное со стороны главы правительства недовольство ходом решения имеющихся проблем в данной сфере.