О реформировании межбюджетных отношений в России

in Вестник РЭО №174, Бюджет, Реформы

Формирование финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований в 2006 г. и среднесрочной перспективе будет осуществляться на основе раздела "Межбюджетные трансферты" расходов федерального бюджета. Основу указанного раздела в ближайшие годы будут составлять 5 фондов:

1.       Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Образуется в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между субъектами РФ в соответствии с определенной методикой. Ежегодно определение объема фонда на очередной финансовый год происходит путем индексации объема фонда в текущем году на прогнозируемый уровень инфляции, измеренный индексом потребительских цен. Таким образом, в 2006 г. Минфин РФ планирует сформировать фонд в объеме 203167 млн. руб., исходя из объема, установленного в проекте федерального бюджета на 2005 г. с индексацией на прогнозный темп роста ИПЦ в 7%. На 2007 и 2008 гг. индексация производится на 6% и 4% соответственно.

2.       Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Создается в целях финансирования субъектами РФ в полном объеме расходов, отнесенных к их приоритетным расходным обязательствам. В 2006-2008 гг. в составе фонда предусматриваются субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, обеспечению социальной поддержки репрессированным лицам и пр. Объем фонда в 2006 г. составит 25853,5 млн. руб. с последующей индексацией на прогнозируемые темпы роста потребительских цен в 2007-2008 гг. Распределение средств из данного фонда по регионам России производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов после распределения средств из фонда финансовой поддержки регионов.

3.       Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Использование средств данного фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов. Субсидии из фонда предоставляются субъектам РФ и муниципальным образованиям, отобранным на конкурсной основе, двумя частями в течение двух лет по итогам выполнения этапов реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов. По сравнению с 2005 г. в 2006 г. объем фонда увеличится в 2,4 раза – до 1412,4 млн. руб. Подобное увеличение связано с выделением средств субъектам РФ, отобранным в рамках первого и второго конкурсных отборов, двумя частями, рассчитанных исходя из объема фонда в 2005 г. и прогнозного роста потребительских цен в 7%.

4.       Федеральный фонд регионального развития. Фонд служит целям оказания финансовой поддержки территориальных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Объем указанных дотаций в 2006 г. возрастет в 2,8 раза и составит 55319,7 млн. руб. В 2007-2008 гг. индексация также производится в меру прогнозируемого роста потребительских цен. Средства фонда направляются также на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов МСУ, а также на финансовую поддержку закрытых административно-территориальных образований, города-курорта Сочи, наукоградов РФ (7 городов) и мероприятия по сбору, переработке, утилизации и хранению радиоактивных отходов.

5.       Федеральный фонд компенсаций. Фонд образуется в целях финансового обеспечения полномочий РФ, делегируемых для исполнения органам государственной власти субъектов РФ и органам МСУ. Фонд включает в себя субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком “Почетный донор России (СССР)”, оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан и на регистрацию актов гражданского состояния. Распределение средств фонда происходит с учетом нормативов финансовых затрат на выполнение соответствующих полномочий и численности отдельных категорий граждан. Объем фонда в 2006 г. составит 62366,9 млн. руб.

Заметим, что в составе межбюджетных трансфертов в 2006 г. предусматривается финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Эти средства будут направлены, прежде всего, на снос и переселение граждан из ветхого жилья, содействие созданию новых рабочих мест для высвобождаемых в процессе реструктуризации и пр.

Кроме того, в связи с разграничением расходных полномочий и централизацией средств водного налога в федеральном бюджете предусматривается выделение средств на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ.

Вывод: Как известно, раздел "Межбюджетные трансферты" в составе расходов федерального бюджета является одним из наиболее крупных. Так, по итогам 2004 г. объем расходов на финансовую помощь на федеральном уровне составил около 1/3 от совокупных расходов в данном году.

Однозначно судить о целесообразности сохранения относительно большого количества различных фондов, несмотря на звучащую критику относительно значительной непрозрачности системы межбюджетных отношений в России, достаточно трудно. На наш взгляд, существование множества фондов, с одной стороны, действительно делает межбюджетные отношения несколько запутанными, однако, с другой стороны, дифференциация развития и социально-экономического положения российских регионов настолько высока, что вопросы выравнивания их финансовых возможностей не могут решаться в рамках только одного фонда. В этом отношении разделение отдельных аспектов финансовой поддержки регионов по отдельным фондам, напротив, способствует повышению прозрачности функционирования системы. Становится более или менее ясно, на какие цели расходуются средства, передаваемые субъектам РФ из федерального бюджета России.

Очевидно, что дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений в России должно четко согласовываться с реформой местного самоуправления. Особенности РФ как федеративного государства придают межбюджетным отношениям принципиальный характер и стратегическую актуальность не только на среднесрочную перспективу, но и в самом долгосрочном плане.