Динамика инвестиций в основной капитал в I полугодии 2005 г. по субъектам РФ

in Вестник РЭО №180, Инвестиции, Внутренние инвестиции

Согласно данным ЦБ, вложения в основной капитал, осуществленные в 1H05, возросли по сравнению с АППГ в реальных величинах на 9,4% (в 1H04 – на 12,1%).

В региональном разрезе динамика инвестиций в основной капитал в I полугодии 2005 г. выглядит следующим образом (рис.1).

Как видно из рисунка, по динамике инвестиций в основной капитал лидирующими федеральными округами являются ДФО, СФО и СЗФО. Особенно следует отметить динамику инвестиций в ДФО, высокой показатели которой обусловлены, прежде всего, реализацией крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой сфере. Так, только на реализацию проектов Сахалин-1,2 должно быть привлечено в общей сложности более $22 млрд. Относительно невысокие показатели динамики инвестиций в ЦФО можно отчасти объяснить эффектом накопившейся базы, так как в абсолютном выражении данный округ по-прежнему сохраняет лидирующие позиции. Тем не менее, можно констатировать, что сохраняющийся инвестиционный потенциал как ЦФО, так и УФО в существенной степени остается нереализованным. При этом наибольшее беспокойство вызывают темпы роста инвестиций в УФО: если в период 2002-2004 гг. округ находился на 2-м месте по динамики инвестиций уступая лишь ДФО, то за 1H05 показатели инвестиций УФО были наихудшими среди всех федеральных округов РФ.

Касаясь структуры инвестиций, можно отметить увлечение относительной доли ДФО на 4,1 п.п., а также относительное сокращение доли ЦФО и УФО на 2,8 п.п. и 4,3 п.п. соответственно. В ДФО наиболее динамичное увеличение объем прироста инвестиций было отмечено в Сахалинской области (в 3,8 раз по сравнению с АППГ), Еврейской автономной области (в 1,7 раз), а также в республике Саха (в 1,65 раз). В то же время в ЦФО в ряде субъектов наблюдалось достаточно ощутимое сокращение инвестиционной активности. Так, в Калужской области объем инвестиций в основной капитал сократился в 2,6 раз по сравнению с АППГ, в Костромской области в 1,67 раз, в Воронежской области инвестиции сократились в 1,37 раз.

В то же время относительно высокие темпы роста инвестиций по-прежнему наблюдается в Москве: объем инвестиций в 1H05 составил $5,13 млрд., что на 17% больше чем за АППГ.

Что касается ситуации в УФО, то там относительно невысокие показатели прироста инвестиций наблюдаются во всех регионах.

Стоит также отметить, что в 1H05 на 20 регионов России приходится порядка 72% инвестиций в основной капитал (в 1H04 – 76%).

Можно отметить, что доля 20 крупнейших регионов России по объему инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций снизилась относительно АППГ. Кроме того, уровень дифференциации федеральных округов по занимаемой доле в общем уровне инвестиций в основной капитал несколько снизился, что проявляется в сокращении величины стандартного отклонения с 0,084 до 0,063.

Вывод: В 1H05 продолжилась тенденция увеличения объема инвестиций в основной капитал в подавляющем большинстве субъектов РФ, при этом темп прироста инвестиций несколько снизился. Однако нельзя однозначно положительно оценить изменения в вопросе инвестиций в России в целом и в некоторых регионах в частности. В абсолютных цифрах объемы иностранных инвестиций остаются на довольно низком уровне и не соответствуют потребностям и потенциалу ряда субъектов экономики.

В настоящее время сохраняется высокая дифференциация регионов как по динамике, так и по объемам инвестиций, что не может не вызывать опасений. При этом максимальная концентрация вложений в основной капитал по-прежнему наблюдается в регионах, связанных с добычей энергоносителей (Тюменская область, Сахалинская область), а также в Москве и С.-Петербурге.

В данный момент можно лишь констатировать, что в вопросе привлечения инвестиций многое зависит от политики самих региональных властей. Инвестиционный потенциал различных регионов существенно отличается ввиду многих объективных, исторически сложившихся причин. Следовательно, регионы с относительно невысоким инвестиционным потенциалом должны в наибольшей степени содействовать инвестициям посредством налогово-бюджетной политики и создания комфортных условий для ведения бизнеса.