Создание инвестиционного фонда РФ
- Войдите чтобы оставить комментарии
Объем Стабилизационного фонда России (стабфонда) на 1 января 2005 г. оценивался в 522,3 млрд. руб., включая переходящие остатки с 2003 г. в размере 106,3 млрд. руб. Остатки, перечисленные в январе 2005 г., составили 218,4 млрд. руб. Кроме того, согласно данным Минфина РФ, в январе 2005 г. было осуществлено досрочное погашение внешнего долга Правительства РФ перед МВФ в объеме около $3,5 млрд. – 93,5 млрд. руб.
В феврале-марте за счет соответствующих доходов стабфонд пополнился на 210,8 млрд. руб., в апреле-мае – на 191,3 млрд. руб., и после уточнения в июне 2005 г. – на 1,3 млрд. руб., а также осуществления платежей в счет досрочного погашения внешнего долга перед странами-членами Парижского клуба кредиторов (430,1 млрд. руб.), по состоянию на 1 июля 2005 г. объем стабфонда составил 617,9 млрд. руб. Таким образом, чистый прирост объема стабфонда с начала года составил 95,6 млрд. руб.
Напомним, что в настоящее время доходы стабфонда формируются при превышении цены на нефть марки “Urals” базового уровня в $20 из трех источников, в том числе поступления от НДПИ, экспортные пошлины и переходящие остатки федерального бюджета на следующий год. Согласно планам Правительства РФ, в 2006 г. базовый уровень цены на нефть (цена отсечения) будет повышен до 27 $/бар. При этом в рамках федерального бюджета со следующего года будет формироваться инвестиционный фонд, объем которого составит 69,7 млрд. руб. в 2006 г., 72,9 млрд. руб. в 2007 г. и 73,2 млрд. руб. в 2008 г. Заметим, что эти объемы были одобрены кабинетом министров на заседании 16 июня при утверждении основных параметров федерального бюджета на 2006-2008 гг.
По мнению главы Минэкономразвития Г.Грефа, указанные объемы средств являются недостаточными, так для финансирования дорожного строительства не хватает еще 20 млрд. руб. и 30 млрд. руб. – на прочие проекты. Таким образом, для успешной реализации инвестиционных проектов ежегодный объем расходов инвестиционного фонда должен составлять, по его мнению, порядка 120 млрд. руб.
Законодательная база, определяющая статус и основные принципы расходования средств инвестиционного фонда к настоящему времени только разрабатываются группой министерств и ведомств, при этом главные идеи сконцентрированы вокруг финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов или проектов, имеющих общегосударственное значение. Судя по всему, расходование средств будет осуществляться путем отбора отдельных проектов некоторым ведомством при соответствии утвержденным Правительством РФ критериям.
Вывод: Похоже, что Правительство пришло к окончательному осознанию недопустимости расходования средств стабфонда внутри страны, при этом под влиянием политико-социального давления кабинет министров стоит перед необходимостью повышения уровня государственных расходов.
Если нельзя расходовать стабфонд, то можно изменить принципы его формирования – снизить объем поступлений в него (поднять цену отсечения), а освободившиеся средства направить на инвестиционные расходы. Идея, безусловно, не самая плохая и заслуживает положительной оценки, несмотря на то, что поднятие цены отсечения до 27 $/бар. мы рассматриваем как чрезмерное. Вполне приемлемым с точки зрения стабильности бюджетной политики было бы ее увеличение в 2006 г. до 23-24 $/бар., ведь объем доходов инвестиционного фонда будет составлять порядка 70 млрд. руб., что соответствует примерно $1 доходов федерального бюджета от изменения цены на нефть.
Вместе с тем, осуществление государственных инвестиций в России является более чем спорным мероприятием, во-первых, из-за того, что на протяжении последних 15 лет мы наблюдали исключительно негативный опыт в данной области. Во-вторых, не совсем понятно для чего требуется создание отдельного бюджетного фонда, ведь в настоящее время уже существуют федеральные целевые программы, посредством которых осуществляется финансирование, в том числе инвестиционных проектов. Отдельным вопросом является концептуальное определение направлений использования средств фонда. Финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, на наш взгляд, является сферой деятельности частного сектора, а финансирование необходимых инфраструктурных проектов может быть осуществлено за счет средств инвестиционного фонда.