О механизме использования средств Инвестиционного фонда России

in Вестник РЭО №175, Инвестиции, Внутренние инвестиции

Согласно планам российского правительства, начиная с 2006 г. в стране начнется формирование инвестиционного фонда, который по предварительной информации будет представлять собой ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционный фонд создается по инициативе МЭРТ РФ, позиция которого заключается в том, что данный фонд должен стать основным элементом механизма финансирования инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, реализуемым на условиях государственно-частного партнерства.

В качестве доходных источников Инвестиционный фонд будет иметь доходы федерального бюджета, формирующие Стабфонд на 1 $/бар., а также экономию по процентным платежам от досрочного погашения внешнего государственного долга. Согласно одобренному Правительством РФ среднесрочному финансовому плану на 2006-2008 гг. объем фонда в 2006 г. составит 69,7 млрд. руб., в 2007 г. – 72,9 млрд. руб., в 2008 г. – 73,2 млрд. руб.

Направления использования средств Инвестиционного фонда можно свести к следующим:

1.       Создание и/или развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение;

2.       Создание и/или развитие элементов национальной инновационной системы;

3.       Обеспечение реализации институциональных преобразований.

Предполагаемыми формами государственной поддержки за счет средств фонда станут:

·         софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности РФ. При этом претендент должен предоставить финансирование проекта за счет собственных средств как минимум на 10% его стоимости;

·         направление средств в уставные капиталы;

·         предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты.

В качестве инициаторов проектов могут выступать исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, коммерческие организации, в том числе иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Предполагается, что отбор проектов будет происходить на конкурсной основе согласно установленным принципам, а также качественным и количественным критериям. К первым относится наличие потенциального частного инвестора, невозможность решения задачи без государственной поддержки, установление минимального уровня стоимости инвестиционного проекта в размере 5 млрд. руб., наличие положительного заключения инвестиционного консультанта. Количественными критериями будут считаться показатели экономической, бюджетной и финансовой эффективности.

Конкурсный отбор проектов будет производиться в 2 этапа. На первом этапе МЭРТ будет образовывать конкурсные комиссии с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, и отбирать представляемые инициаторами проекты, на основе описанных выше количественных и качественных критериев. На втором этапе, специально созданная Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, будет принимать решения о предоставлении соответствующей государственной поддержки. Все инвестиционные проекты будут проходить обязательную  регистрацию в государственном реестре, который будет вестись в МЭРТ.

Вывод: Таким образом, к настоящему времени становится очевидным, что направления расходования средств фонда будут сконцентрированы вокруг проектов, имеющих общегосударственное значение. Как мы уже отмечали, сама идея финансирования инвестиционных проектов из федерального бюджета заслуживает одобрения, при условии направления средств на такие проекты, в которые частный сектор либо не имеет возможности инвестировать, либо такие инвестиции являются убыточными с экономической точки зрения, но необходимыми с позиций общегосударственной выгоды.

Несмотря на то, что по итогам заседания правительства 4 августа 2005 г. многие моменты прояснились для общественности, наиболее важные вопросы остаются без ответа. Например, существуют ли в настоящее время проекты, подпадающие под устанавливаемые критерии, кто будет входить в состав специальной комиссии по инвестиционным проектам, какие конкретно количественные показатели экономической, финансовой и бюджетной эффективности будут приниматься во внимание, а также какие организации будут привлекаться в качестве инвестиционных консультантов?

В качестве одного из наиболее позитивных моментов хотелось бы отметить, что одним из предполагаемых направлений расходования средств Инвестиционного фонда является финансирование институциональных преобразований. По нашему мнению это направление должно стать основным. Только в данном случае благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре правительству удастся без существенных расходных ограничений осуществлять реформирование экономики. При этом, очевидно, что весь процесс расходования средств инвестиционного фонда должен быть максимально прозрачным и открытым во избежание проявления коррупционных факторов и иных злоупотреблений.