Правительство одобрило ратификацию Киотского протокола
- Войдите чтобы оставить комментарии
30 сентября 2004 г. правительство одобрило проект федерального закона “О ратификации Киотского протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата”. Таким образом, министерствам и ведомствам было поручено в трехмесячный срок представить в правительство свои предложения по плану реализации Россией обязательств и прав в соответствии с требованиями Протокола.
Вопрос обоснованности ратификации Киотского протокола вызывал и продолжает вызывать немало споров. Как известно, противником Протокола является советник Президента РФ по экономическим вопросам А.Илларионов. Принятое решение он назвал вынужденным политическим шагом. По мнению Илларионова, ратификация Протокола не соответствует задаче удвоения ВВП к 2010 г. “В условиях ограничений, установленных первой фазой Киотского протокола (2008-2012 гг.), удвоение ВВП невозможно. Это та реальность, которую мы должны понимать”, – отметил советник президента, добавив, что неправильно питать иллюзии относительно положительных или нейтральных последствий для России.
В соответствии с положениями протокола, страны, приведенные в приложении I к указанной выше Конвенции, в основном развитые страны и страны с переходной экономикой, берут на себя обязательства снизить совокупный выброс парниковых газов в период с 2008 г. по 2012 г., по меньшей мере, на 5% от уровня 1990 г. Для вступления Протокола в силу необходима его ратификация как минимум 55 странами, на долю которых в 1990 г. приходилось не менее 55% общих выбросов. Необходимо отметить, что на долю России и США в 1990 г. приходилось 53,5% совокупных выбросов. Таким образом, для вступления Киотского протокола в действие необходимо, чтобы его одобрила хотя бы одна из этих стран.
После официального признания экономической нецелесообразности подписания Протокола со стороны США, его судьба к настоящему моменту полностью зависит от позиции России. В результате экономического кризиса 1990-х гг., снижения объема производства, выбросы в России значительно сократились и составляют в настоящее время, по оценкам, около 70% от уровня 1990 г.
Кроме того, Киотским протоколом предусматривается возможность создания международного рынка квот на выброс парниковых газов, на котором, с учетом сложившейся ситуации, Россия станет крупнейшим продавцом.
Вывод: В целом мы позитивно относимся к принятию правительством решения о ратификации Киотского протокола. Уже по итогам саммита Россия-ЕС, состоявшегося еще в мае т.г., на котором было подписано соответствующее соглашение о присоединении России к ВТО, официальные представители РФ объявили о том, что шаг навстречу России со стороны ЕС не может не сказаться на отношении нашей страны к ратификации Киотского протокола. Заинтересованность ЕС весьма очевидна, ведь в случае присоединения России к Протоколу, потенциальная цена на квоты значительно снизится (вследствие роста предложения квот на рынке). Таким образом, итог заседания правительства не оказался неожиданным.
И хотя научное обоснование необходимости ратификации Киотского протокола является весьма слабым (даже по признанию его сторонников), немаловажная его заслуга в том, что он может служить механизмом управления финансовыми потоками от компенсаций за вред, нанесенный окружающей среде.
Также, очевидно, что убытков на протяжении первого периода действия Киотского протокола (2008 – 2012 гг.) не будет, более вероятным представляется получение значительных доходов. Но дело, возможно, даже не в этом. В России проблема снижения выбросов в атмосферу, прежде всего, является проблемой эффективного потребления и сбережения энергии. В этом смысле, очевидно, что активизация структурных преобразований в секторе естественных монополий и, в первую очередь, в сфере оптимизации тарифной политики, позволят сформировать рациональную политику в области расходов производителей на использование энергоносителей (электроэнергии, газа), а также услуг трубопроводного транспорта и др. Ратификация Киотского протокола вполне может стать стимулирующим фактором в этом направлении.