Южные Курилы: продолжение дискуссии

in Вестник РЭО №146, Россия и мир

14 ноября т.г. в эфире телеканала НТВ глава МИД РФ С.Лавров заявил о том, что Россия признает Декларацию 1956 г., согласно которой два острова южной Курильской гряды могут быть переданы Японии, сообщает "Интерфакс". "Среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 г., в которой предлагается отдать Японии два южных острова и на этом поставить точку", – сказал министр.
  По его словам, "реализация этой идеи требует, чтобы разговаривали двое". "Но как конкретно это сделать - никто никогда не говорил", – подчеркнул С.Лавров. Министр заявил, что в Москве "хотели бы урегулировать отношения с Японией в полной мере". "Для этого важно подписать мирный договор, и в рамках мирного договора, мы признаем, что должна быть урегулирована территориальная проблема", – подчеркнул он.

  С.Лавров также заявил, что "урегулировать окончательно территориальный вопрос с Китаем стало возможным, когда наши отношения вышли на уровень стратегического партнерства". "Аналогичный подход к российско-японским отношениям, без оглядки на эмоции и на исторические примеры и с осознанием тех колоссальных выгод, которые и нам, и Японии сулит развитие полномасштабного торгово-экономического, научно-технического взаимодействия, является путем к тому, чтобы создать атмосферу для того, чтобы предметно заниматься мирным договором", – подчеркнул глава МИД.

  15 ноября на встрече с членами правительства Президент РФ поблагодарил С.Лаврова за интервью и, в частности, "за развернутую картину наших внешнеполитических приоритетов". Характеризуя политику России на Дальнем Востоке, в том числе отношения с Японией, В.Путин заявил, что Россия "всегда выполняла и будет выполнять все взятые на себя обязательства, тем более ратифицированные документы". При этом было подчеркнуто, что Россия будет выполнять эти обязательства "только в таких объемах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры". "Пока, как мы знаем, нам не удалось выйти на понимание этих объемов так, как мы их видим и как мы их видели в 1956 г.", – заметил он.

  16 ноября последовала реакция японской стороны по затронутому вопросу. "Наш курс неизменен – если не будет ясной определенности в отношении возврата четырех островов, мирный договор (с Россией) не будет подписан", – заявил премьер-министр Японии Д.Коидзуми.
  Премьер отметил, что согласно в Токийской декларации, которая в 1993 г. была подписана между двумя странами на высшем уровне, был зафиксирован факт проведения сторонами "серьезных переговоров по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи".
  Напомним, что 17-18 ноября глава МИД РФ С.Лавров совершил визит в Чили, где принял участие в Совещании министров иностранных дел и торговли стран-участниц форума Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), предваряющем саммит АТЭС, который пройдет 20-21 ноября. В рамках форума АТЭС В.Путин проведет двусторонние встречи с лидерами США, Китая, Японии и ряда других стран.

  Вывод: На наш взгляд, нынешнюю активизацию дискуссии по вопросу урегулирования территориальной проблемы между Россией и Японией драматизировать не следует. Данную инициативу нужно воспринимать лишь как предложение с заранее известным исходом. У обеих сторон достаточно жесткая позиция по данному вопросу, и нынешнее обсуждение проблемы можно расценивать как шаг навстречу Японии в преддверии саммита АТЭС, а также предполагаемого визита В.Путина в Японию, сроки которого в настоящее время обсуждаются.
  В то же время, еще раз хотелось бы отметить стратегическое значение для России Курильских островов в целом и Южных Курил в частности. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что решение о возможной передаче островов Японии в корне противоречит российским национальным интересам:

1.    Южные Курилы имеют стратегическое значение для нашей страны. С воен- ной точки зрения их утрата приведет к частичной потере контроля над Охотским морем и соответственно снижению возможностей для развертывания сил Тихоокеанского флота России в оперативных местах базирования по причине перехода к Японии возможности осуществлять контроль над стратегически важными проливными зонами.

2.     С экономической точки зрения утрата островов приведет к потере основного района обеспечения страны морепродуктами. Курильские острова по территории занимают 296 тыс. кв. км, объем вылова рыбы ежегодно составляет порядка 1,3 млн. тонн, также разведаны запасы золота, серебра, цинка. Стоимость островов оценивается в $500 млрд. Южнокурильская же акватория обеспечивает рыбной продукцией половину производства всех российских рыбодобывающих предприятий Дальнего Востока.

3.    Кроме того, потеря островов нанесет существенный удар по национальному престижу страны. Территориальные уступки, как правило, не прибавляют авторитета и уважения государству, а скорее наоборот, говорят о неспособности страны проводить независимую внешнюю политику.

4.    Создастся прецедент территориальных притязаний для других стран, что фактически станет началом процесса пересмотра итогов Второй мировой войны.

5.    Появится проблема размещения и трудоустройства российских граждан, проживающих на островах.

6.    Возможно падение авторитета власти в глазах общественности. Могут возникнуть проблемы психологического характера (появление чувства унижения национального достоинства), аналогичные настроениям в России после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг., что грозит серьезной дестабилизацией обстановки в стране в целом.

7.    Кроме того, в результате передачи, российско-японские отношения вряд ли изменятся в дальнейшем в лучшую сторону.

  Понятно, что для Японии возвращение островов является вопросом национальной гордости. Однако такая позиция не будет способствовать налаживанию взаимовыгодных отношений между двумя странами. Важно также отметить, что для установления нормальных двусторонних взаимоотношений мирный договор совершенно необязателен. В международной практике достаточно случаев, когда послевоенное урегулирование обходилось без мирного договора (например, между Россией и Германией). Вполне обосновано мнение, что никакой необходимости в мирном договоре вообще нет. Поэтому в основу укрепления нормальных добрососедских отношений России и Японией должен быть положен принцип незыблемости итогов Второй мировой войны.